БТР-40: все лучшее — пехоте

Минувшая Великая Отечественная война показала, что пехоте необходим особенный транспорт. Легкий, маневренный и бронированный, чтобы в случае вражеской атаки бойцы не становились беззащитной мишенью.

Послевоенный поиск истины

После окончания войны в Советском Союзе всерьез взялись за работу над созданием бронированного транспорта. Поначалу технику хотели сделать на базе обычных переднеприводных автомобилей. Но от этой идеи очень быстро пришлось отказаться. Первые же испытания бронеавтомобилей выявили их многочисленные недостатки. Главная же проблема заключалась в том, что бронированное транспортное средство с передним приводом оказалось совершенно неподходящим для бездорожья. Загруженные автомобили застревали буквально на ровном месте.

Тогда было решено превратить в бронеавтомобиль полноприводный БА-64. Но и этот путь оказался ошибочным. Транспортное средство могло вместить в себя лишь шесть бойцов, да и они находились в стесненных условиях. К тому же, на «шестьдесят четвертого» нельзя было поставить мало-мальски нормальное оружие.

1572576421 btr40

После неудачи, инженеры и конструкторы Горьковского автомобильного завода пошли другим путем. Они решили создать новый автомобиль, но максимально сильно унифицировать его с серийной продукцией. И результаты не заставили себя долго ждать. Уже в 1947 году появился первый опытный образец, получивший название «Объект 141». Он получил добротную броню, способную выдержать как попадание пуль, так и осколков, а также пулемет для поддержки солдат. При этом, «объект» мог взять на борт восемь человек и в полной загрузке бодренько перемещаться по пересеченной местности.

Любопытно вот еще что: главным вдохновителем советского проекта стал проект американский – бронетранспортер М3А1 Scout Car. В Советском Союзе с ним были хорошо знакомы, поскольку этот автомобиль поставлялся из США во время войны по программе ленд-лиза. Бронеавтомобиль получил название БТР-40 (еще его часто называли ГАЗ-40).

«Сороковка» получила форсированный до 80 «лошадок» силовой агрегат от грузовика ГАЗ-63, от него же унаследовала трансмиссию, мосты, «раздатку» и другие элементы. Зато от «шестьдесят третьего» на БТР не перекочевала рама. Ее заменили на специальную сварную бронекапсулу, способную сохранить жизни солдат в случае попадания пуль или осколков.

btr 40

Стоит еще сказать, что ГАЗ-40 мог преодолеть брод глубиной до метра и рвы, чья ширина превышала 70 сантиметров. Дорожный просвет в 276 миллиметров и хорошие углы съезда и заезда позволяли автомобилю покорять довольно крутые холмы. Плюс транспортное средство получило специальные внедородорожные шины. По асфальту ГАЗ-40 мог разогнаться до 70 км/ч, по пересеченке — до 35 км/ч. Также БТР обзавелся лебедкой и тросом на 75 метров. Создатели постарались учесть как можно больше нюансов, чтобы впечатлить своих главных критиков -военных. И это удалось. Представители армии остались довольны машиной. И в 1950 году началось серийное производство БТР-40.

Бронетранспортер для СССР и его друзей

Поскольку предполагалось, что автомобиль будет принимать участие в военных конфликтах, о комфорте никто особо не задумывался. Поэтому условия внутри получились по-настоящему суровые, спартанские.

Во-первых, водителю не так-то просто было попасть внутрь «сорокового». Бронированная дверь была не только очень узкой, она и открывалась под острым углом, защищая людей при обстреле. Водитель попадал в «нору», которая выводила его к огромному рулевому колесу. Причем водительского кресла как такового не было, его заменяла фактически табуретка. Но в те времена на это никто не обращал внимания, главное способности автомобиля.

Военная стезя наложила отпечаток и на обзорность. В БТР были лишь два небольших передних стекла, которые в случае необходимости можно было закрыть бронированными крышками. Плюс смотровые щели, пользоваться которыми нужно было еще научиться.

e12385afe2366e2a6006a9b3b910d6df

В одном отсеке было два места: под водителя и командира, в другом же размещались пехотинцы. Восемь человек, больше БТР принять на борт не мог. Солдатам в полной боевой экипировке попасть в автомобиль было проще — в задней части корпуса создатели разместили большую двустворчатую дверь.

Кстати, БТР-40 снабжался радиостанцией Р-113, которую поместили непосредственно перед табуреткой командира. Также в обычную «комплектацию» входил пулемет Горюнова калибр 7,62 мм. При помощи этой огневой точки пехотинцы могли отбиваться на полном ходу как и от вражеских солдат, так и от низколетящих самолетов противника. Доступ к пулемету из салона осуществлялся через специальные лючки-бойницы, расположенные по бокам машины.

Кстати, для того, чтобы снизить вес, на предприятии решили отказаться от крыши. Вместо брони над головами пехотинцев находился самый обыкновенный кусок брезента.

Творение военных Горьковских инженеров было представлено на военном параде в честь годовщины Великой Октябрьской революции в 1951 году. Тогда сразу несколько бронетранспортеров проехали по Красной площади.

БТР оказался настолько удачным, что вскоре на его базе начали создавать всевозможные модификации. Например, в 1951 году появился опытный образец БТР-40А, оснащенный полноценным комплексом противовоздушной обороны, в который входила зенитная установка и спаренные пулеметы КПВ. Можно еще вспомнить интересную вариацию БТР-40Б. Ее создали в 1956 году и оснастили бронированной крышей. Этот бронетранспортер, в отличие от исходной версии, мог вместить лишь шестерых солдат. Была еще модификация, созданная непосредственно для войск химической разведки (БТР-40РХ). Она получила автоматический газоанализатор, радиометр-рентгенметр ДП-5А и рентгенметр ДП-3Б, а также ряд других систем. В нее, кстати, помещалось только четыре человека.

Довелось «сороковому» поучаствовать и в полноценных военных конфликтах. Боевое крещение БТР прошел в 1956 году во время подавления Венгерского восстания. Побывал «сороковой» в Юго-Восточной Азии, заглянул на Ближний Восток. Более того, в Китае, ГДР и на Кубе эти машины не только встали на вооружении, но и обзавелись местными модификациями. Например, на Острове свободы появилась версия БТР-40А-РВ, отличавшаяся противотанковыми управляемыми ракетами Laucher.

btr 40 zheleznodorozhnyj habarovsk 7 maya 2015 f3

Поскольку прогресс не стоит на месте, то уже в 1960 году массовое производство «сороковых» было прекращено. За десять лет производства было выпущено около восьми с половиной тысяч бронетранспортеров. Но несмотря на это, БТР-40 пережил распад Советского Союза и оставался в строю вплоть до 1993 года.

Оставьте свой голос

Ещё
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
CARHack.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Вход

или так:

Забыли пароль?

У вас нет учетной записи? Регистрация

Забыли пароль?

Введите данные своей учетной записи, и мы вышлем вам ссылку для сброса пароля.

Ссылка на сброс пароля недействительна или просрочена.

Вход

Политика конфиденциальности

Добавить в коллекцию

Нет коллекций

Здесь вы найдете все коллекции, которые вы создали раньше.