Что такое транец? Виды, размеры, варианты

Транец

Транец – обиходное понятие в среде фанатов водного отдыха, – производное от «transon» (англ.) – плоский срез кормовой части яхты, лодки и любого плавательного средства. Пятнадцатидюймовый S (standart), соответствующий 381 мм. ― наиболее распространённый размер транца водно-моторной техники в категории лодок, его имеют практически все надувные и ПВХ-модели.

Различают три основных современных вида транца:

  1. стационарный, применяемый на надувных лодках ПВХ,
  2. подвесной транец на компактных надувных лодках, туристических катамаранах,
  3. используемый на моторках и жесткокорпусных катерах.

Материал

Требования, которые предъявляются к материалам – это параметры стойкости к воздействиям механическим и влиянию влаги. То есть, не должны подвергаться деформации и разрушению, находясь в контакте с водой, быть способными выдерживать повышенные нагрузки. Традиционно транцевая доска изготавливается из бакелитовой фанеры. Она остается оптимально соответствующей перечисленным требованиям:

  • не пропускающей воду,
  • шероховатой (для лучшего контакта),
  • обеспечивающей жесткое и надежное крепление для мотора.

Транец для надувной лодки своими руками

В силу простоты конструкции и материалов, часто транцы изготавливают «своими руками», в предельно дешевом варианте, – кустарно и любительски, используя водоотталкивающие пропитки и фанерную нарезку.

Размеры транца для лодки ПВХ

Моторные лодки ПВХ эксплуатируются с жёстким поперечным транцем из водонепроницаемой фанеры, который в толщину достигает 1-3 см. На него без проблем устанавливаются электрические лодочные моторы, равно как и бензиновые, любых произвольных форматов. Накладывается ограничение лишь по мощности, которая не должна превышать предельно допустимой для подобной лодки.

На гребные лодки ПВХ устанавливают навесной транец, который обеспечивает эксплуатацию любого электромотора либо бензинового мотора (не более 3 л.с. по мощности).

Каких размеров транец можно встретить? Существует универсальная сетка высот с обозначениями, удобная для ориентации.

Высота транцев

Высота транца: сетка размеров

Общемировые стандарты моторных лодок унифицированы по длине, размерам элементов оснащения, форматам. Производятся с единообразной высотой транца, что служить для обеспечения полной совместимости всех лодок, представленных на рынке, с подвесными моторами разных марок.

Выделяют 4 вариативных типа высоты транца:

X или UL (ultra-long) ― 25-дюймовый ― 635 мм.

XX ― 30-дюймовый ― 762 мм.

Подобные высоты применимы к морским катерам на бензомоторах мощностью, свыше 200 л.с.

«Лодочные» типовые размеры на рынке водно-моторной техники

S (standart)

S (standart) ― 15-дюймовый транц ― 381 мм. ― Это самый распространённый размер на рынке водно-моторной техники, если говорить о лодках. Подавляющее большинство моделей предлагаются именно с такой стандартной высотой транца. ― Это почти все надувные ПВХ-лодки, а также не крупные пластиковые/деревянные шлюпки.

Подавляющая масса известных подвесных лодочных моторов непосредственно ориентирована на применение в лодках с таким стандартным транцем. Моторная длина ноги («короткая нога») может меняться, согласно стандартам конкретной марки производителя. В этом параметре нет единого требования, поскольку рассчитывается он так, чтобы пропеллер (винтовая часть) и антикавитационная плита оказывались погруженными в воду.

L (long)

L (long) ― 20-дюймовый ― 508 мм. ― Это средний размер, типичный для не крупной морской судоходной техники: яхт, парусников, катеров. В открытой акватории мореплавателей и пассажиров призваны защищать от водных брызг высокие транец и борта судна. Размер L предполагает эксплуатацию подвесных моторов с «длинной ногой». В наименованиях таких изделий используется опознавательное спецобозначение ― латинская «L» (как Tohatsu MFS9.8L).

Где находится транец

Где крепится транец?

Глядя на «игрушечную», мягкую и гладкую, надувную лодку, большинство невольно задается вопросом: «Где и как устанавливается на ней мотор?» Ответ кроется в деталях. – Транец – дополнительная конструкция (навесная пластина), прикрепляемая в задней части лодочной кормы и равная ей по ширине.

Предназначение удерживать увесистый мотор предполагает некоторые функциональные различия в видах транца для типов судов и моторов: степень прочности, жесткость, высота. Модельное разнообразие лодок определяет и различия конструкции транца.

Транец на яхте

Транец на судне: виды, варианты

В зависимости от типа лодки, используются следующие разновидности транца:

Стационарный (для надувных ПВХ-лодок). Он вклеен в корпус плавсредства. Полностью фиксированный, он не позволяет в последующем регулировать положение. С учетом этого, исходя из высоты транцевой пластины, подбирается подходящий мотор.

На жесткий корпус. Кормовая часть такого судна оснащена не крупным вырезом, где размещается транцевая доска. Именно на нее закрепляется лодочный мотор подвесного типа. Подобные плавсредства характеризует открытый кормовой отсек – место для транца и емкости с топливом.

На катамараны и надувные лодки небольшой площади. Их маломощные моторы нуждаются в транце типа, включающего в состав доску, спецсистему крепежа на корме.

Транец на лодке

Транец на моторных лодках и катерах с жестким корпусом

Традиционно такая лодочная корма оснащается некоторым вырезом с усилением транцевой доской. На эту платформу устанавливается один либо целый ряд подвесных моторов.

Моторная доска – транцевая спецконструкция, призванная обеспечивать дополнительную жесткость.

При эксплуатации плавательного средства приходится всеми силами оберегать транец от повреждений. Последние могут привести к полной невозможности применения подвесного мотора.

Транец на надувной лодке

Стационарный транец на надувных лодках ПВХ

Вид транца, как правило, на основе влагонепроницаемой бакелитовой фанеры. На этапе создания самой лодки, ее склеивания, также вклеивается в кормовую часть. Конструкция не предполагает подвижность элемента. Это означает, что высота такого стационарного транца не может регулироваться, поэтому модель двигателя приходится подбирать подбирается по общей высоте транцевой доски.

Выбор лодки, оснащенной стационарным транцем, предполагает внимание к углу установки последнего: наклон должен составлять 4-6 градусов, чтобы обеспечить подходящее погружение в воду ноги мотора подвесного типа.

Используя ПВХ-лодки с стационарным транцем приходится опасаться ударов моторной ноги о поверхность дна и камни. ― Это способно (при не отпущенном фиксаторе) просто вырвать транец из лодочного корпуса, что приведет к разрушению последнего.

Транец

Что такое транец по сути?

Транец — необходимая простейшая конструкция (в виде доски) для жесткой фиксации мотора. Например, надувная лодка – полноценный мелководный транспорт, предполагающий применение моторов для скоростного передвижения.

Двигатель решает ряд задач, помогая покрывать безопасно и легко значительные расстояния, повышая эффективность эксплуатации плавсредста, резко увеличивая скорость перемещения, когда необходимо. – Все это невозможно, если двигатель не будет хорошо закреплён на подобной жесткой основе: нельзя создать нужный угол наклона, удерживать в нужном положении.

Пожаловаться

Оставь свой голос:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Резиновая лодка

Как правильно выбрать резиновую лодку

Сотрудник ДПС

Как расположить к себе любого сотрудника ГИБДД