Газ 66: трип лучшего вездехода из СССР в новую эпоху

Попытаемся разобраться в модном тренде покупать армейские ГАЗ-66? Тогда погнали! Вся мистика бессмертия и тайны Шишки — культового «русского Доджа»: причины «ухода» из армии и популярности у народа, слабые и сильные места в современном ракурсе. Почему популярность резко возросла сейчас?

«Газ 66 – отличная машина для наших северных нужд», — говорю, как строитель нефтегазосборных трубопроводов!

Шишка любима за надежность и проходимость. «Вывозит» в самых труднодоступных уголках мирах: топях и пустынях, в Африке и Арктике. Рабочая лошадка, верно помогающая прокладывать углеводородную трассу по мерзлоте. Шишига – автомат Калашникова в мире авто. Суровая хардкорность, эргономика без лишних изысков.

— Артур Ефимов, инженер-геодезист Юрубчено-Тохомского нефтяного месторождения, Эвенкия.

66 шишига

Содержание
  1. Любят за надежность и проходимость
  2. Мистика имени ГАЗ 66
  3. Как создавался русский Додж: история становления легенды, следы наработок
  4. Заслуженные регалии и харизма универсала
  5. Лучше Хаммера, дешевле УАЗа – легенда от тропиков до вечных снегов
  6. Кто спроектировал?
  7. Двигатель
  8. Основа конструкции
  9. «Американское» лицо: Шишига — Dodge советской армии и народа
  10. Мега Машины & Ретро авто ГАЗ 66
  11. КОНЦЕПТ ГАЗ-66: американский Dodge & Hummer H2
  12. Чрезвычайно прогрессивный для 60-х, Шишак имеет:
  13. Среди недостатков:
  14. Уровень расхода топлива, слабые стороны
  15. Уникальные особенности конструкции ГАЗ-66
  16. Интересные факты:
  17. Кабина: важные особенности и лайфхаки
  18. Двигатель-обогреватель и гамак
  19. «Чем круче джип, тем дальше идти за ШИШИГОЙ»
  20. «Убийца Хаммера»
  21. Причины снятия с производства ГАЗ-66
  22. Прочие проблемы военного применения:
  23. Бюджетная победа над бездорожьем
  24. Модный тренд: для охоты, рыбалки, ралли
  25. Запас прочности – вечность!

Любят за надежность и проходимость

Газ 66 — легендарный грузовик-мультиплатформа советской эпохи (до 90 км/ч, 120 лс, 35л/100 км). Включает все возможные модификации, как будочные и бортовые трансформеры, как тягач, вездеход, бунговая вахтовка с печкой, основа-носитель тяжелой артиллерии. Не для обычной дороги – на ней машину трясет, мост тяжелый, тесно и шумно. И не для туризма. В самый раз — для сельской местности и непредсказуемых, но не самых дальних маршрутов, активного отдыха — охоты, рыбалки, сафари, экзотических автоэкскурсий и гонок, — где не ступала нога человека.

Мистика имени ГАЗ 66

В имени ГАЗ 66 подозрительно большое место занимает восточный мистицизм, связанный с нумерологией цифры «6». В имени она транскрибируется магическим посылом: «Катись, быстрей катись». Приблизительно таким же наделен и изначальный мотор. «Совпадение?! Не думаю!» Если Вселенной и впрямь правят числа, то и сегодня номер помогает машине выбираться изо всех передряг целой, вывозить людей, спасая им жизнь, оставаться безусловным нишевым фаворитом.

ШИШИГА

Как создавался русский Додж: история становления легенды, следы наработок

Разрабатывался на рубеже 1950 — 60-х в качестве универсального вездеходного шасси универсального применения. Спектр использования смещался в сторону армейских нужд, но получилась машина идеальной для всех отраслей народного хозяйства, особенно лесного, сельского. Не мыслима без нее работа в нефтяной, изыскательской, геологоразведочной областях.

ГАЗ-66 — эргономический апофеоз инженерной мысли первой половины 20 века. Повод для гордости советских людей и ликования во всех отраслях народного хозяйства. Страна обрела в достатке простой и практичный, вездепроходный и неубиваемый, удобный грузовик оптимального формата.

Не сходил с конвейера (в разных модификациях) до 1995 года, когда был заменён дизельным «Садко» на той же платформе.

Первым триумфом «нашего ответа американскому Доджу» в 1967 году стал беспрецедентный автопробег по лютому бездорожью и опасным почвам, через Сибирь, Урал, Забайкалье, Дальний Восток, по маршруту: Горький-Владивосток-Горький.

В грязи

Заслуженные регалии и харизма универсала

Снисходительно бесплатно или очень дешево ГАЗ-66 прощает ошибки, позволяет с собой многое делать. Не даст замерзнуть в самый лютый мороз, согревая спящего водителя.

Отмечен множеством наград, включая зарубежные. В частности, взял престижное «золото» международной Лейпцигской выставки сельхозтехники в 1967 году.

Первое авто со Знаком Качества СССР, экспортируемое по всему союзу, ГАЗ 66 не сходил с конвейера 35 лет, воплотившись в миллион разнообразных модификаций:

Самосвалы сельхозназначения и десантируемого понтонпарка ДПП-40. Превосходная развесовка позволяет машине уверенно вставать на 4 колеса даже при сбрасывании с парашютом. Передняя и задняя рессоры одинаково загружены.

ДПП-40
ДПП-40

Лучше Хаммера, дешевле УАЗа – легенда от тропиков до вечных снегов

Климатические версии – «заполярные» утепленные грузовики, оснащенные двойным остеклением и дополнительным обогревом кабины, противостоят «тропическим» с принудительной вентиляцией.

Наработки модификации Шишиги, выпущенной в 1964 году, оказались настолько основательными, что используются в полноприводных «газовских» грузовиках!

Кто спроектировал?

Александр Дмитриевич Просвирнин
Проект ГАЗ 66 Просвирнин А.Д.

Александр Дмитриевич Просвирнин — востребованный и успешный проектировщик, считается главным конструктором Газ 66 с 1957 года. Под его непосредственным руководством велась разработка большинства знаковых моделей автозавода — от ГАЗ-53 до ГАЗ-14 (представительская «Чайка»). В проектной группе Горьковского завода также участвовали и вложили свой гений в результат прославленные Олег Образцов, Александр Просвирин, Ростислав Заворотный.

Двигатель

Двигатель изначально стоял карбюраторный штатный ЗМЗ 6606 Заволжского моторного з-да. Новый вариант разработал Павел Сыркин (на 120 лс). Опционно позже выпускался и дизель. – Мотор, хотя и надежный, но слабая сторона модели, но достойная внимания.

Двигатель ГАЗ66

Основа конструкции

Подкупающе несокрушима примитивность минимализма – рама покоится на мостах с рессорами, над ней – откидная кабина с безотказным мотором – хоть в поле и на болоте чини. Не вязнет – срабатывает механизм выталкивания колес спицами, система подкачки шин.

«Американское» лицо: Шишига — Dodge советской армии и народа

Созданный более полувека назад, как копия американского, представляет дух и лицо армии, народного хозяйства, а главное – отечественной реальности! Уверенный покоритель отчаянного российского бездорожья, абсолютно непроходимых и глухих мест, Шишига — культовая тяжелая техника Советского Союза в классе Мега Машины.

Шишка 66

Мега Машины & Ретро авто ГАЗ 66

ГАЗ-66 покидает армию, отступая в несение службы на сельхозугодиях, в экспедициях. Его военная миссия, преимущественно окончена (кроме ВВС). Расконсервированные армгрузовики уходят на гражданский рынок, превращаясь в вездепроходные, не знающие преград, «дома на колесах» – бунги — машины для выезда на охоту, рыбалку при любых условиях, вдали от цивилизации.

КОНЦЕПТ ГАЗ-66: американский Dodge & Hummer H2

«Шишига» — наиболее удачное детище из семейства опытных авто повышенной проходимости (на основе ГАЗ-62). По идеологической концепции, создатели пытались повторить культовый американский Dodge. Машина модели WC-51, поступавшая в CCCР по ленд-лизу в огромных объемах, идеально отвечала «советским» потребностям.

Dodge WC51
Dodge WC51

Чрезвычайно крепкая сварная конструкция авто: уровень износостойкости – вечность!

Вышел ГАЗ-66 — бескапотный (кабина над движком), полноприводный советско-российский «Додж», безотказный грузовой 2-тонник. Предельно практичная, ремонтопригодная, высоко проходимая, многозадачная облегченная техника. В нише между джипом и грузовиком – эталон. Приблизительное соответствие современной модификации Hummer H2, «Шишка» – результат колоссальной, опередившей эпоху, работы проектировщиков Горьковского автозавода 50-х (выпускался в период 1964 — 1999 годы).

Чрезвычайно прогрессивный для 60-х, Шишак имеет:

  • тяговитый движок V8 ЗМЗ-53 на основе алюминиевых сплавов и с предпусковым обогревателем (сегодня его предпочитают заменить на дизель, но вполне надежный вариант);
  • подвесное спальное место (гамак над отлично греющим двигателем – спасение жизни бойца).

Среди недостатков:

  • рычаг КПП «выворачивает руку»: требует отведения ее далеко назад, фактически, располагаясь за спиной водителя,
  • маленькая кабина без панорамного обзора,
  • шумный.

Уровень расхода топлива, слабые стороны

Из очевидных минусов – слабость двигателя (120-125 л.с.), сцепление, ГУР. Ход в самых идеальных условиях на скорости 60 км едва возможно удержать в пределах обещанных 20 -25 литров на сотню километров. Это верные 30 и более, по бездорожью – все 40 – 45.

В облике 62-го идейно просматривается конструктивный 66. Простой до предела, примитивный, но трансформирующийся.

Минималистичный, функциональный, надежный:

  1. безкапотное решение в компоновке;
  2. поднимающаяся (на шарнирах) кабина;
  3. лебедка самовытаскивания;
  4. складная крыша и откидная.

Откидная «десантная» рамка – боковые стекла выдвигаются, как в аэроплане.

Действительность быстро внесла коррективы – отказ от панорамного вида из кабины в пользу компактных, плоских окон – легче менять стекла, активно страдающие от камней и веток.

Салон ГАЗ66

Уникальные особенности конструкции ГАЗ-66

Грузовик-десантник – идеальная развесовка, сварная основа и цельнометаллическая кабина, позволяют бросать машину с парашютом.

Кулачковая блокировка – лучшая защита от пробуксовки колес.

Колёсные дифференциалы надежно блокируются автоматизированной системой. На большом кольце-обруче подвешены «кулачки». Сам «обруч» заключен в своеобразный корпус. И в случае даже малейшей пробуксовки «кулачки» выскакивают из гнёзд, расклинивая дифференциал. – Предельная простота и безотказность.

Масло менять чаще – и всё работает как автомат Калашникова!

Интересные факты:

ГАЗ-66 донор не только новые армейских моделей, но и значимых узлов гражданской техники, как автобус ПАЗ-672.

ПАЗ-672
ПАЗ-672

Кабина: важные особенности и лайфхаки

Кабина маленькая, не самая удобная (не только в переключении скоростей и размещении ног). Однако представляла небывалый уровень комфортабельности, заботы о водителе на момент создания.

Обстановка в салоне крайне брутальная и спартанская — не развернешься. Места мало, а еще надо акробатически руку завести за спину, чтобы найти рычаг КПП. Вместе с тем, функционал на высоте: достойное системное отопление и кондиционирование, устройства обдува и омывания ветрового стекла.

Двигатель-обогреватель и гамак

По рассказам «срочников», в гамаке Шишки составу доводилось почивать частенько. Радовало это особенно в зимнюю пору, поскольку Газ 66 оснащен естественным «обогревателем». – С двигателя в кабине легко снимается крышка, над ним (на предусмотренных крючках) вывешивается походный брезентовой гамак. Пока двигатель остывает – в течение 1-2 часов – настоящая жара, затем производится перепуск мотора (по желанию).

«Чем круче джип, тем дальше идти за ШИШИГОЙ»

«Шишига», как ретро бренд, оставляя позиции новым форматам, находится в ряду легендарных армейских вездеходов (УРАЛ, ЗИЛ, ГАЗ 53). Неприхотливый и выносливый, как и прежде, незаменим для экстремальных природных условий. Активно эксплуатируется в наиболее непроходимых местах, в непредсказуемой и агрессивной среде, в глуши. Горячо любим многими поколениями геологов, поисковиков, участвует в ралли.

«Убийца Хаммера»

Шишак против Хаммера и ряда другой вездепроходной техники – это уверенное лидерство по ряду параметров.

С подключенным передним мостом – неудержим!

Автоматизированная подкачка и спуск колес – прямо из кабины.

Не покидая теплого водительского места, по показаниям приборов, можно быстро повысить сцепление с поверхностью, чтобы проскочить (как на гусеничном ходу) опасное место! Ни современная Тойота, ни УАЗ удачной системой не располагают.

На Кавказе, Урале, в Карпатах, на Алтае и в Саянах, – во всех традиционно сложных территориальных условиях местности, – «достаточная техника». То есть, в гору уверенно идет гружёной, как и по руслу бурной каменистой реки.

Важно! ГАЗ 66 потребляет топливо минимум 32-35 литров/100км, не 20 литров, заявленных в паспорте модели.

Шумный, жесткий 2-тонник (при своем весе 3,5т) дает непередаваемое чувство победы над любой трассой, водной стихией, пересеченной местностью. Клиренс 315 мм, кулачковые дифференциалы мостов, раздаточная 2-ступечатая коробка, 3 и 4 скорость с синхронизатором, – все предусмотрено для покорения бездорожья!

Испытатели прогнали на опытных Шишаках по Забайкалью, Дальнему Востоку, Западной и Восточной Сибири, Крайнему Северу – везде, где непроходимые дебри для другой техники и до того не ступала нога человека.

Поистине, выдающиеся характеристики внедорожника, армейской всепроходной конфигурации ГАЗ-66 задает комплексно:

  1. лебедка самовытаскивания (с ГАЗ-62);
  2. одинаковая колея задних и передних колес;
  3. ступичная система «от пробуксовки»;
  4. с высоким клиренсом и шиноподкачкой (в одно касание).

С таким арсеналом автомобилю легко форсировать и метровый брод, и 40-градусный подъем.

Если характеристики превосходны, техника никогда не подводила в тяжелых условиях и дешево обходится в ремонте, то почему снята с производства? Ответ способна дать только армия, чьи нужды покрывал основной выпуск.

Шишига газ 66

Причины снятия с производства ГАЗ-66

В чем причина отказа от техники, не знающей себе равных? Официальной причиной снятия с производства стала Афганская война. В период кампании выявилась уязвимость для мин: водитель оказывается в зона максимального поражения, – бескапотная модификация дала сбой, ей пришли на смену новые форматы, как «Садко».

ГАЗ-66 в народном хозяйстве завоевал безупречную репутацию, подвела армейская судьба. Войсковой грузовой транспорт с открытым верхом, штабные и медицинские бунги (отапливаемые автономной печкой, дома на колесах), мобильные авто связистов и носители тяжелого вооружения (9К54 «Град-В») – модификаций Шишки применялось бесчисленное множество.

Афганская кампания, перманентно перерастая в партизанскую войну и минно-взрывную оборону, раскрыла неожиданную слабость компоновки на платформе ГАЗ-66 — экипаж в бескапотной кабине, наезжая на мину, уязвимо обречен «сидением на колесе». В 1990-е годы модификацию сменили на более безопасный капотный ГАЗ-33. Хотя в Военно-Воздушных войсках Шишка пока служит.

Прочие проблемы военного применения:

  • как «колобок» скачет при залпах орудий,
  • опрокидывается на бок,
  • отстает при сопровождении транспортной грузколонны, которую приходится тормозить (причина последующей замены КАМАЗами).

Газ 66 на бездорожье

Бюджетная победа над бездорожьем

Уникальный по характеристикам проходимости, не имеющий аналогов в демократичном ценовом сегменте, ГАЗ-66 наиболее доступен по начальной стоимости, в ремонте и эксплуатации.

Модный тренд: для охоты, рыбалки, ралли

Став настоящей легендой еще в первые годы своей полувековой истории, ретро мега машина ГАЗ 66 и сейчас широко используется в люксовом сегменте курортных покатушек, сафари, организаторами рейдов. Где нет дорог, только направление, идеален простой в устройстве и безотказный в эксплуатации, дешевый в амортизации и исключительно ремонтопригодный Шишак. Компактный и выносливый, теплый и добросовестно неприхотливый, никогда не даст пропасть даже сбившимся с курса!

Газ 66 — это проходимость по снежному покрову до 75 см и сыпучим грунтам (при подспущенных шинах), под значительным уклоном (вверх по горам).

Запас прочности – вечность!

Не случайно в последние годы модный тренд — снятые с консервации армейские Газ 66. Сейчас их особенно много. В отличном состоянии, запчастей полно, – дешево и очень сердито! Непревзойденное наслаждение от покорения стихии при ничтожных затратах, особенно, если поставить дизель. Машина практически вечная, не подведет. Хотя для большего комфорта требуется переоборудование кабины, в этом особый шик.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
CARHack.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: