ГАЗ-69: автомобиль-оркестр

Советской армии был необходим легкий командирский автомобиль, способный сменить на боевом посту устаревший ГАЗ-67Б. И Горьковское предприятие сумело выдать настоящего «универсального солдата», готового и раненых с поля боя вывести, и доставить систему противотанковых ракет.

В поисках лучшего

Работа над новым штабным автомобилем началась сразу после окончания Великой Отечественной войны. И уже осенью 1947 года Горьковское предприятие представило первый опытный образец, получивший вполне миролюбивое название «Труженик». Машину, ожидаемо, создали для сельского хозяйства, но с прицелом на военную службу. И именно поэтому в секретных официальных документах этот ГАЗ проходил как «тягач батальонных орудий и минометов».

На этом работа не остановилась. Завод выпустил несколько моделей с индексом «69-76», которые получили цельнометаллический кузов, а также специальные вырезы в откидном тенте. Был также собран опытный экземпляр АТК-Л-69, который являлся легким артиллерийским тягачом.

173319

Но упор все же был сделан на модель ГАЗ-69. В 1951 году автомобили отправили на тесты, прицепив к ним легкие пушки. Интересно вот что: все испытания снимались на кинокамеру. После чего, получившуюся «документалку» отправили на суд Иосифу Виссарионовичу Сталину. Тому машины понравились, и он дал добро на их серийное производство. Вскоре «шестьдесят девятые» официально были приняты на вооружение советской армии.

И осенью 1953 года, то есть, уже после смерти Сталина, Горьковское предприятие организовало мелкосерийное производство внедорожников. Серийные образцы получили усиленную лонжеронную раму, мотор на 52 «лошадки» от автомобиля М-20 «Победа», а также 4-ступенчатую «механику» с 2-ступенчатой «раздаткой». Не обошлось, конечно, и без инноваций. Поэтому ГАЗ-69 мог похвастать карданными валами с игольчатыми подшипниками, полуэллиптическими рессорами с гидроамортизаторами двойного действия и другими «штуками».

В базовом ГАЗе-69 спереди могло разместиться два человека, сзади — больше, поскольку вместо кресел в кузов поместили продольные скамейки. И седьмого ноября 1953 года ГАЗ-69 был впервые представлен народу, поскольку его допустили до участия в военном параде.

Мелкосерийное производство «шестьдесят девятого» продолжалось на Горьковском предприятии всего два года, после чего автомобиль «переехал» в Ульяновск. Здесь внедорожник подвергся рестайлингу. В него поместили новый мотор М-21Г на 65 «лошадок», который достался ГАЗу от четыреста пятидесятого УАЗика. Кроме силового агрегата, УАЗ поделился радиатором для охлаждения масла, а также маскировочными фарами. Появились еще две версии с заводским электрооборудованием. Они получили индексы «69Э» и 69 «МЭ» и прямиком отправились нести службу в войска связи.

gaz 69a s soldatami