ГАЗ-69: автомобиль-оркестр

gaz 69 1

Советской армии был необходим легкий командирский автомобиль, способный сменить на боевом посту устаревший ГАЗ-67Б. И Горьковское предприятие сумело выдать настоящего «универсального солдата», готового и раненых с поля боя вывести, и доставить систему противотанковых ракет.

В поисках лучшего

Работа над новым штабным автомобилем началась сразу после окончания Великой Отечественной войны. И уже осенью 1947 года Горьковское предприятие представило первый опытный образец, получивший вполне миролюбивое название «Труженик». Машину, ожидаемо, создали для сельского хозяйства, но с прицелом на военную службу. И именно поэтому в секретных официальных документах этот ГАЗ проходил как «тягач батальонных орудий и минометов».

На этом работа не остановилась. Завод выпустил несколько моделей с индексом «69-76», которые получили цельнометаллический кузов, а также специальные вырезы в откидном тенте. Был также собран опытный экземпляр АТК-Л-69, который являлся легким артиллерийским тягачом.

173319

Но упор все же был сделан на модель ГАЗ-69. В 1951 году автомобили отправили на тесты, прицепив к ним легкие пушки. Интересно вот что: все испытания снимались на кинокамеру. После чего, получившуюся «документалку» отправили на суд Иосифу Виссарионовичу Сталину. Тому машины понравились, и он дал добро на их серийное производство. Вскоре «шестьдесят девятые» официально были приняты на вооружение советской армии.

И осенью 1953 года, то есть, уже после смерти Сталина, Горьковское предприятие организовало мелкосерийное производство внедорожников. Серийные образцы получили усиленную лонжеронную раму, мотор на 52 «лошадки» от автомобиля М-20 «Победа», а также 4-ступенчатую «механику» с 2-ступенчатой «раздаткой». Не обошлось, конечно, и без инноваций. Поэтому ГАЗ-69 мог похвастать карданными валами с игольчатыми подшипниками, полуэллиптическими рессорами с гидроамортизаторами двойного действия и другими «штуками».

В базовом ГАЗе-69 спереди могло разместиться два человека, сзади — больше, поскольку вместо кресел в кузов поместили продольные скамейки. И седьмого ноября 1953 года ГАЗ-69 был впервые представлен народу, поскольку его допустили до участия в военном параде.

Мелкосерийное производство «шестьдесят девятого» продолжалось на Горьковском предприятии всего два года, после чего автомобиль «переехал» в Ульяновск. Здесь внедорожник подвергся рестайлингу. В него поместили новый мотор М-21Г на 65 «лошадок», который достался ГАЗу от четыреста пятидесятого УАЗика. Кроме силового агрегата, УАЗ поделился радиатором для охлаждения масла, а также маскировочными фарами. Появились еще две версии с заводским электрооборудованием. Они получили индексы «69Э» и 69 «МЭ» и прямиком отправились нести службу в войска связи.

gaz 69a s soldatami

Надо сказать, что в Ульяновске постоянно работал над улучшением универсального внедорожника. Так, в 1969 году он в очередной раз пережил смену мотора. Теперь у него появился силовой агрегат на 70 «лошадок» от УАЗа-452, возможность отключения переднего привода, а также усиленные и доработанные ведущие мосты.

Кстати, не забыли производители и о мирных жителях. Поэтому вместе с армейским ГАЗом производилась версия 69А, которую отправляли в колхозы и совхозы.

Вариации «шестьдесят девятого»

На базе ГАЗа-69 было создано много самых разнообразных моделей, которые верой и правдой служили не только самому Советскому Союзу, но и его многочисленным союзникам.

Например, была специальная санитарная версия внедорожника. Она отличалась наличием двухъярусных носилок для раненых бойцов. Свой ГАЗ был и у Воздушно-десантных войск. Внешне эти машины практически не отличались от «исходника». Разницу можно было заметить разве что по отсутствующим окнам. Эти внедорожники идеально подходили для их транспортировки не только самолетами, но и вертолетами.

fullsize

Любопытной была модель ГАЗ-69М, которая служила в Чехословацкой армии. Местные военные превратили внедорожник в полноценную систему противовоздушной обороны. В машине находился пункт управления зенитными системами, расположенными на автомобилях Praga V3S. В ГДР «шестьдесят девятые» получили 12,7-мм пулеметы, а также радиолокационные комплексы.

Естественно, большой популярностью у радиационной и химической разведки СССР и стран соцблока пользовался специализированный ГАЗ-69РХ. Он получил в оснащение необходимые приборы и средства для определения степени зараженности воздуха, местности, а также всевозможной техники.

«Приютил» на себе ГАЗ-69 даже сверхсекретную советскую разработку под названием «Орел-Д» (другое название — «Луч-1».) Это был новейший радиопеленгационный комплекс, способный перехватывать радиосигналы на протяжении длительного времени вне зависимости от погодных явлений.

Еще была любопытная версия ГАЗа, оснащенная миноискателем ДИМ. Этот автомобили с поисковым индукционным сканирующим устройством должен был двигаться впереди военных колонн и прокладывать путь. ДИМ «умел» находить мины различных видов, закопанных на глубине до семидесяти сантиметров. Эта вариация оснащалась двумя рулями: один для водителя, второй — для оператора, отвечающего за поиск мин.

Ну и, конечно, «Шмель» — это одна из самых интересных вариаций, созданных на базе «шестьдесят девятого». Это была, по сути, первая легкая машина, способная запустить четыре противотанковых реактивных снаряда на расстояние до двух километров. А создали ее в 1960 году. «Шмель» получил двухместную кабину, которую сзади предусмотрительно защитили листом брони. Артиллерийский комплекс разместили в задней же части машины. Два места в кабине предназначались для водителя, что логично, и для оператора-наводчика, который и управлял ракетами.

image11

Боевой путь ГАЗа-69 был закончен в 1973 году, когда его официально сняли с производства. Но многие машины продолжали еще долгие годы нести службу: и в армии, и в селе.

Пожаловаться

Оставь свой голос:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Алкотестер

6 народных способов обмануть алкотестер, которые никогда не действуют

1595992851 piasecki airgeep2

Piasecki VZ-8 Airgeep: мне бы в небо