В тридцатых годах прошлого столетия французы решили обновить стоящие на вооружении бронемашины. На смену устаревшей технике должны были прийти современные и конкурентоспособные модели. В Париже понимали, что Европа стоит на пороге новой, куда более ожесточенной войны, нежели Первая Мировая.
Гений Жандрон
В начале тридцатых годов прошлого столетия, когда экономика Европы более или менее отошла от шока Первой Мировой войны, во Франции решили заняться обновлением парка бронированных автомобилей. В то время на континенте опять начались волнения, в воздухе витало ощущение приближающегося апокалипсиса. Ведущим мировым державам было понятно, что скоро вновь польется кровь. И к противостоянию начали готовиться.
Во Франции большую часть бронемашин составляли устаревшие морально и физически Automitrailleuse White. В новых реалиях от этих автомобилей вреда было больше, чем пользы. И поэтому военное министерство обратилась к ведущим предприятиям с предложением: создать новую разведывательную кавалерийскую пулеметную машину (Automitrailleuse de Cavalerie type Reconnaissance или просто AMR.
За дело взялись флагманы французского автомобилестроения: Peugeot, Renault и Panhard. Но «лев» и «ромб» быстро сошли с дистанции. И явным фаворитом стал «Панар». Но в 1933 году неожиданно объявился инженер и конструктор Жандрон. Он угадал настроения властей, которым не хотелось платить много «Панару», поэтому предложил свою, более дешевую разработку. Инженер решил отойти от привычных схем 4×2 и 4×4 и разработал свою колесную схему 3×1. Что это значило? А то, что пара передних колес с пневматическими шинами являлись управляемыми. Но кроме них ведущим было еще одно колесо сзади. Проблему с преодолением бездорожья француз решил интересным способом: по бокам автомобиля он разместил по еще одному колесу, снабженному грунтозацепами. Эти дополнительные колеса не позволяли машине сесть на брюхо даже в условиях жесткого бездорожья.
Военные оценили разработку Жандрона и дали ему зеленый свет на создание опытного образца. В 1934 году конструктор вывел свое детище на тесты и… сел в лужу. Бронемашина оказалась очень медленной и постоянно ломалась.
Но француз не унывал и поэтому взялся за работу над ошибками. Уже через год он продемонстрировал новую машину, которая смогла выдержать испытания. Военным она понравилась, и они были не против поставить ее на вооружение. Но у Жандрона не хватило денег, чтобы запустить серийное производство. Начались поиски спонсоров, поскольку дело всей жизни инженера висело на волоске. На помощь Жандрону пришла компания Somua. Ее заинтересовал проект и руководство решило в него вложиться.
В 1938 году был собран первый опытный образец Gendron-Somua 39. Бронемашина получила 25-ми пушку и 7,5-мм пулемет, расположенные в башне АРХ-5. На многочисленных испытаниях присутствовали военные, которые остались полностью довольны возможностями автомобиля. И вроде все, успех. Но Жандрону не повезло, выполнить заказ военных он не успел, поскольку начались серьезные проблемы с поставками башни. А в 1939 году и вовсе началась Вторая Мировая война.
Билет в один конец
Бронемашина имела заднее расположение 4,8-литрового силового агрегата. Мотор ставили 75-сильный карбюраторный, оснащенный воздушным охлаждением. Его хватало, чтобы автомобиль, весом более шести тонн, мог разогнаться до 64 км/ч, что для подобной техники было весьма и весьма неплохо.
Каркас Gendron-Somua 39 был изготовлен из стального профиля, к которому приклеивались листы катаной стали толщиной пятнадцать миллиметров. Внизу находился специальный люк, который открывал доступ к агрегатам трансмиссии. Водитель размещался в специальном отделении управления и мог наблюдать за местностью при помощи большого окна. В случае необходимости его можно было быстро закрыть специальной сдвижной крышкой, которую тоже защитили броней.
За отделением для водителя располагался другой отсек – военный, который венчала вращающаяся башня АРХ-3 с пулеметами и противотанковой пушкой. Для пушки, кстати, использовали бронебойно-трассирующие снаряды, который могли пробить сорокамиллиметровую броню на расстоянии до пятисот метров. В минуту орудие могло «плюнуть» пятнадцать раз.
Несмотря на то, что Gendron-Somua 39 был заметно дешевле своего главного конкурента – Panhard 178 – он отличался более компактными размерами (даже будучи полностью облаченным в броню). В общем, детище Жандрона должно было полностью устроить военных. Так и произошло, вот только генералы поторопились. После провального тест-драйва первой версии бронемашины, они приняли на вооружение как раз «Панар». Но опять произошло чудо. Выяснилось, что «сто семьдесят восьмой» также оснащается башнями АРХ-3, поставки которых постоянно срывались и передвигались. Соответственно, конкурент физически не мог выполнить заказ военных.
После этого Жандрон получил заказ на несколько бронемашин. Началась работа. В ходе нее инженер внес несколько изменений в свое детище. Например, заменил мотор на более мощный, выдававший 79 «лошадок». Этот ход позволил хотя и немного, но все же увеличить максимальную скорость. Теперь она составляла 69 км/ч. В полевых условиях Gendron-Somua 39 потреблял более сорока литров за час безостановочной езды. Что же касается башни, то ее Жандрон заменил на более современную АРХ-5.
Военные планировали получить от Жандрона сто пятьдесят бронемашин. Но… немцы неожиданно напали на Францию. И французы не смогли оказать достойного сопротивления противнику. Страна быстро капитулировала. К тому моменту, когда Париж сдался, на предприятии Жандрона удалось собрать лишь четыре бронемашины. Естественно, они уже просто были никому не нужны. Так завершилась печальная история Gendron-Somua 39, бронированного автомобиля, которому не суждено было стать героем Франции.