Humvee: автомобиль вне времени

Можно не знать, как называется этот многоцелевой военный автомобиль, но его облик знаком каждому. Вряд ли найдется хотя бы один военный фильм, посвященный конфликту на Ближнем Востоке, в котором не мелькнул бы силуэт Humvee. Ведь он стал олицетворением сил не только США, но и всего Североатлантического блока.

История неожиданного успеха

В конце 70-х годов требования НАТО к военным автомобилям ужесточились. Появилась необходимость в новом транспортном средстве. Сразу несколько американских компаний приняли участие в этой, скажем так «гонке вооружений». Но в 1982 году победа досталась малоизвестной фирме AM General Corporation (AMG), которая не хватала звезд с неба. И многомиллионный контракт на создание «многоцелевого высокомобильного колесного транспортного средства» (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle), позволил ей буквально подняться с колен.

0d6c5349 1a41 447d 8583 e2c8fcb6b6f4.jpg 2048x1536 1

Началась работа над HMMWV (аббревиатура из начальных букв наименования). Правда, вскоре это неблагозвучное название облагородили, превратив в Humvee. У компании были козыри, благодаря которым она и выиграла заказ. Главный плюс заключался в том, что AM General в конце 70-х годов выкупила лицензию на производство легкого заднемоторного армейского автомобиля у компании FMC. И на этой платформе был построен бронеавтомобиль ХМ966.

Но дебют не задался. Несмотря на старания инженеров и конструкторов, армейская машина получилась слишком тяжелой и к тому же, она отвратительно управлялась. Доводить до ума опытный образец не стали из-за отсутствия даже намека на перспективу. Проще было разработать новое транспортное средство. Так появилась версия ХМ998. Главным ее донором стал Chrysler EMV, от которого взяли платформу и дизельный силовой агрегат на 160 «лошадок». При этом ХМ998 не получил бронированный кузов, тем самым, создатели значительно снизили вес авто.

В начале 80-х годов AM General собрала одиннадцать автомобилей и отправила их на длительные испытания. Машины получили закрытый четырехдверный кузов из алюминия и мягкую крышу. В движение «Хамви» приводил дизельный мотор мощностью 130 л.с. и гидромеханическая коробка передач.

На испытаниях «Хамви» продемонстрировал свои лучшие стороны и убедил военных в своей необходимости. А AM General получил огромный контракт (свыше миллиарда долларов) на поставку пятидесяти пяти тысяч автомобилей в течение пяти лет. Для небольшой компании это было одновременно и хорошо, и плохо. Плюс в том, что большие деньги позволили бы фирме развернуться по полной программе, минусом было то, что у нее банально не хватало мощностей для выполнения условий контракта. Но пришел на помощь Сенат США. Компания получила субсидии на доработку своего проекта и обустройство под свои нужны бывшего автобусного завода, расположенного в Индиане.

1200px 2015 mcas beaufort air show 041215 m cg676 161

В 1985 году началась сборка «Хамви». И уже к концу года компания произвела более одиннадцати тысяч автомобилей. Все Humvee тут же отправлялись в армию США, национальную гвардию, полицию и даже в ВМФ. Естественно, машины модифицировались под нужды той или иной структуры. За короткий срок появилось около двух десятков вариаций.

Взлет и резкое падение

Существовали открытие и закрытые Humvee, пикапы, машины, оснащенные лебедками и так далее. Также менялось и количество посадочных мест. Но, несмотря на эти различия, «Хамви» получили неизменную лонжеронную раму, 6,2-литровый дизельный мотор V8 а 130 «лошадок», 3-ступенчатый «автомат» и 2-ступенчатую «раздатку» с возможностью блокировки межосевого дифференциала. Колеса получили дисковые тормоза с гидроприводом, планетарные редукторы и специальные широкопрофильные шины. Снаряженная масса автомобиля составляла 2 300 килограммов.

В 80-х годах «Хамви» являлся вершиной военной индустрии. Это был действительно автомобиль без изъянов. Именно поэтому на его базе появилось так множество самых разнообразных вариаций. Одним из плюсов заключался в том, что на крышу можно было установить не только пулеметы разных калибров. Конструкция позволяла «поселить» и зенитные пушки, и гранатометы, и даже ракетные системы. В общем, вооружить автомобиль, что называется, до зубов. Одной из таких модификаций, рассчитанной на мощное вооружение, являлась М966 и М1025. У нее отсутствовала лебедка, а закрытый кузов был усилен. Были, конечно, и специальные санитарные версии. Например, М1035. Эта машина получила облегченный кузов и брезентовую крышу. В ней можно было перевозить раненых в сидячем положении. А вот на носилках в кузов помещалось лишь два человека. Модификации М966 и М977 могли увезти четырех лежачих бойцов.

В 90-х годах количество самых разнообразных модификаций «Хамви» насчитывало полсотни. При этом, что интересно, у всех была одинаковая колесная база – 3 302 мм и дорожный просвет в 406 мм. Менялась только снаряженная масса. Она могла составлять как 3,5 тонны, так и 4,5. Что же касается скорости, то автомобили могли разогнаться максимум до 105 км/ч.

1200px thumbnail

Шло время. И «Хамви», конечно, начал устаревать. Окончательно добили первого поколение автомобиля постоянно меняющиеся в сторону ужесточения требования к армейской автотехнике. Соответствовать им всем Humvee не мог в силу возраста. К тому же, все чаще и чаще стали возникать претензии у стран-импортеров, расположенных в Азии, Африке и Южной Америке. Дело в том, что машины в силу своей архаичности проигрывали конкурентам в плане проходимости и стойкости к климатическим условиям.

Все шло к смене поколений. Моломощный двигатель в изменившемся мире уже не тянул, низкая скорость, средние внедорожные способности и слабая защита могли представляли опасность для экипажа в реальных боевых условиях. Ведь вооружение развивается очень быстро, появились новые пехотные мины, новое стрелковое оружие. И Humvee оказался совершенно беззащитен.

101048500 c hires 061228 f 1936b 010r

Машину пытались модернизировать, устранив главные недостатки. Но… сделать этого не получилось. Проблема в том, что Humvee изначально был сконструирован так, что его просто невозможно кардинально изменить. Инженеры AM General в уже далеких 80-х годах не думали о том, что их детище придется дорабатывать. Они, как им тогда казалось, придумали «идеальный» автомобиль. Но ошиблись. Тем не менее, «Хамви» стал одним из самых массовых армейских автомобилей. Было создано порядка 230 тысяч транспортных средств, которые поступили на вооружение более чем шестидесяти стран.

Оставьте свой голос

Ещё
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
CARHack.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Вход

или так:

Забыли пароль?

У вас нет учетной записи? Регистрация

Забыли пароль?

Введите данные своей учетной записи, и мы вышлем вам ссылку для сброса пароля.

Ссылка на сброс пароля недействительна или просрочена.

Вход

Политика конфиденциальности

Добавить в коллекцию

Нет коллекций

Здесь вы найдете все коллекции, которые вы создали раньше.