Наши автомобилисты любят на чем-нибудь экономить. В связи с этим в интернете периодически возникают самые разнообразные, порой весьма нелепые вопросы. Вот, например, можно ли заливать просроченное масло в двигатель? В принципе, оно вроде не сливочное, не прогоркнет, но ведь производитель недаром пишет срок годности, после истечения которого продукт можно использовать лишь для второстепенных целей (доски пропитывать, чтобы не гнили и т.п.).
Как всегда, общество здесь поделилось на два условных лагеря: одни владельцы машин говорят, что просроченному маслу явно не место в недрах мотора, вторые же призывают лить и не мучиться угрызениями совести, если срок годности истек не так уж и давно. И что делать? Начнем с того, что моторное масло представляет собой основу, к которой прибавлены присадки – специально разработанные вещества. Придающие маслу новые качества и улучшающие уже имеющиеся.
Как основа, так и присадки не вечны, поэтому наличие у продукта четкого срока годности видится вполне естественным. Срок годности моторного масла зависит во многом от его состава – типов и количества использованных добавок. Чаще всего минеральные масла годны до трех лет, а синтетические – до пяти. Дата выпуска масла (а не розлива!!!) – вот что должно интересовать потребителя в первую очередь. Ее вместе со сроком службы добросовестные производители всегда указывают на упаковке.
Некоторые «эксперты» полагают, что если масло пролежало в гараже дольше положенного, использовать его однозначно не стоит. Объясняется это следующими аргументами:
- У продукта меняется вязкость – она возрастает либо уменьшается;
- Повышается зольность, что негативно сказывается на состоянии деталей мотора;
- Присадки «теряются» в результате медленных, но верных химических реакций между компонентами;
- Присадки выпадают в осадок со временем.
Получается, что свойства масла очень сильно ухудшаются, поэтому лить его в мотор слишком опасно – можно «залететь» на капитальный ремонт двигателя. Но как все обстоит на самом деле?
Реально срок годности масла зависит не от времени, а от условий хранения:
- Герметичная упаковка;
- Хорошо вентилируемое помещение;
- Температура +15…+20°C;
- Темное место – по крайней мере, без лучей солнца;
- Отсутствие вибраций;
- Нет перепадов температур;
- Масло хранится далеко от нагревательных приборов, систем отопления и т.п.
Оригинальное качественное масло даже после завершения срока годности продолжает сохранять данные ему свойства. И все же перед заливкой в мотор убедитесь в следующем:
- Осадки на дне канистры – их количество не должно превышать установленного норматива;
- Масло осталось однородным, различия в цвете отсутствуют – зрительно старое масло ничем не отличается от свежего;
- Пузырьков и помутнений нет;
И все же по возможности лучше не скармливать агрегату стародавнюю смазку. Если на вид продукт явно какой-то «не такой» или вы не уверены в правильности условий хранения, лучше купить моторное масло в магазине. Когда использовать больше нечего, а ехать надо, старое масло вполне подойдет. Следите за его уровнем и состоянием в ходе эксплуатации. И все же ради страховки лучше скорее поменять его на новое при первой возможности.