- Кризис внесет коррективы в политику ОСАГО: страхование авто переходит под контроль правительства
- Предпосылки изменений
- Чем вызывает недовольство союз автостраховщиков?
- Закон о техосмотре: нововведения июня 2019 и июня 2020, меняющие реальность
- Отсутствие фактических и финансовых возможностей
- Параметры пропускной нормы
- Уроки кризиса и перспективы развития ситуации
Кризис внесет коррективы в политику ОСАГО: страхование авто переходит под контроль правительства
Издание “Коммерсантъ” с самого начала сентября заостряет внимание читателей на значимой тенденции: ЦБ планирует делегировать функции по ОСАГО государству, чтобы не допустить кризиса на рынке страховых полисов.
Предпосылки изменений
Центральный Банк России выступил с инициативой лишить союз автостраховщиков (РСА) функций по осуществлению курирования техосмотра транспортных средств. В качестве обоснования им выдвинуто сомнение в компетентности органа и соответствия возложенным обязанностям. Он выразил подозрения относительно способности РСА справляться с аккредитацией операторов ТО по новыми правилами.
Чем вызывает недовольство союз автостраховщиков?
Во-первых, он обратился к Минэкономики с просьбой поднять вдвое расценки на деятельность (касающуюся техосмотра). Во-вторых, уведомляет о вероятном возникновении дефицита полисов ОСАГО. Такая ситуация прогнозируется РСА при отказе продления реформы аккредитации на год.
Перечисленное заставляет задуматься о прекращении эскалации со взвинчиванием цен и срыванием сроков. И ЦБ, рассматривающий риски как реальные, скорее всего, будет убедителен в доводах. Его идея передать функции техосмотра правительству – способ моментально покончить со спекуляциями, навести порядок в сфере. Подобные механизмы традиционно применяются в кризис и в военное время.
Закон о техосмотре: нововведения июня 2019 и июня 2020, меняющие реальность
Обновленный в июне 2019 года, закон о техосмотре способен стать причиной возникновения дефицита полисов ОСАГО. Дело в том, что полис (договор страхования) недопустимо продавать обладателю транспортного средства без наличия диагностической карты, что выдается лишь оператором ТО. Согласно действующему закону, РСА – единственная организация, которая проводит их аккредитацию (допуск к осуществлению деятельности) и наблюдает за работой. Однако с июня 2020 года подобная ноша окажется практически непосильной: проведение оценки соответствия оператора техосмотра требованиям аккредитации осуществлять возможно станет лишь в формате личной выездной проверки. То есть, обязательно прибытие представителей в пункт ТО, независимо от места его нахождения. Поскольку в России свыше 5000 подобных точек, посетить уполномоченным лицам нужно каждый. И сделать это требуется в рамках установленных сроков. Время на прохождение процедуры переаккредитации, в действующей редакции закона, ограничено: необходимо успеть до наступления июня 2021 года. Если окажутся, к примеру, отложенными на последний момент запросы с мест (отдаленных уголков РФ), удовлетворить их не удастся при всем усердии.
Отсутствие фактических и финансовых возможностей
ЦБ отмечает, опираясь на приведенную статистику, “отсутствие фактических и финансовых возможностей” у союза автостраховщиков. Подобное положение неизбежно станет причиной дестабилизации на рынке ТО, вызывая проблемы с запуском сервисов и оказанием услуг. Следствием окажется крушение системы ОСАГО: некому выдать диагностическую карту (соответственно, нельзя оформить и полис), некуда обратиться.
Параметры пропускной нормы
Введение для оператора техосмотра параметра пропускной нормы в законе также препятствует решению проблемы. Разрешенным для одного пункта стало проведение до 15–20 ТО в день. При этом условии, чтобы покрыть потребности, потребуется приблизительно в 3 раза увеличить чисто операторов. Учитывая, что парк машин довольно стар (средний возраст авто в России — 12 лет), основной массе нужен ежегодный техосмотр.
Уроки кризиса и перспективы развития ситуации
Подъем тарифов до невероятных высот (за выездные аккредитации), поддельные документы и сервисы, продление сроков и потенциальная неспособность справляться с обязанностями – все, чем беспокоит “автогражданка” правительство и автолюбителей, заставляет вспомнить уроки последнего кризиса ОСАГО. Со случившимся в 2014 году прослеживается аналогия: имело место похожее наложение ряда факторов и рост тарифов. Поэтому можно уверенно полагать, что радикальная решимость законодателей по данному вопросу гарантирована. И мерой стабилизации рынка ОСАГО будет избрана передача функций РСА в сфере техосмотра российскому правительству. Скорее всего, следует ожидать масштабных перемен.