Полугусеничный тягач стал одной из главных «рабочих лошадок» Третьего рейха во время Второй Мировой войны. Его применяли и в буксировке артиллерийских орудий, и в транспортировке людей.
Рождение легенды
Вряд ли найдется хотя бы один фильм, посвященный Второй Мировой войне, где не появлялся немецкий полугусеничный тягач Sd.Kfz.7. Внушительный грузовой автомобиль впечатлял своей внешностью и возможностями.
Sd.Kfz.7 появился в 1933 году, когда Национал-социалистическая немецкая рабочая партия во главе с Адольфом Гитлером пришла к власти. Средний 8-тонный тягач поначалу не рассматривался в качестве незаменимой «рабочей лошадки». Дело в том, что полугусеничные аппараты вчистую проигрывали колесным конкурентам в надежности и ремонтопригодности. Сложная конструкция могла выйти из строя в самый неподходящий (как будто бывают подходящие) момент. Но были и достоинства, из-за которых немцы закрывали глаза на недостатки. Во-первых, тягач был незаменимым «подносчиком» орудий. Во-вторых, его возможности на бездорожье впечатляли.
Первый серийный образец появился через год. Его назвали BN m8. Он получил 6-цилиндровый карбюраторный силовой агрегат и тяговое усилие в восемь тонн. Соответственно, тягач мог буксировать 88-мм зенитные пушки.
Но этот вариант долго не продержался. Уже в 1936 году его заменили на улучшенную модель KM m9 со 130-сильным мотором «Майбах». Всего было выпущено 12 тягачей, которые могли буксировать и зенитные пушки, и 105-мм орудия. Экипаж состоял из двенадцати человек. Крыша по-прежнему была мягкой, поэтому сверху над солдатами нависал брезентовый тент, способный защитить разве что от дождя.
Вскоре появилась модель КМ m10, получившая более мощный (140 л.с.) мотор «Майбах». В 1937 году была выпущена KM m11, которая и стала впоследствии Sd. Kfz. 7. На ней создатели и остановили поиск рецепта идеального полугусеничного тягача.
В общем, компания «Краус-Маффей», которая разработал Sd.Kfz.7, попала в яблочко. В создании тягача также приняли участие фирмы «Боргварт», «Бюссинг-НАГ» и «Даймлер-Бенц». И когда началась Вторая Мировая война военные вспомнили об универсальном транспортном средстве. Уже в 1939 году началось полномасштабное серийное производство тягачей. Пока шла война, заводы успели выпустить более двенадцати тысяч машин. Причем наибольшее количество было произведено в 1944 году, когда с конвейеров сошло в общей сложности 3352 Sd.Kfz.7.