Тягач Sd.Kfz.7: истинный ариец

Sd.Kfz.7

Полугусеничный тягач стал одной из главных «рабочих лошадок» Третьего рейха во время Второй Мировой войны. Его применяли и в буксировке артиллерийских орудий, и в транспортировке людей.

Рождение легенды

Вряд ли найдется хотя бы один фильм, посвященный Второй Мировой войне, где не появлялся немецкий полугусеничный тягач Sd.Kfz.7. Внушительный грузовой автомобиль впечатлял своей внешностью и возможностями.

Sd.Kfz.7 появился в 1933 году, когда Национал-социалистическая немецкая рабочая партия во главе с Адольфом Гитлером пришла к власти. Средний 8-тонный тягач поначалу не рассматривался в качестве незаменимой «рабочей лошадки». Дело в том, что полугусеничные аппараты вчистую проигрывали колесным конкурентам в надежности и ремонтопригодности. Сложная конструкция могла выйти из строя в самый неподходящий (как будто бывают подходящие) момент. Но были и достоинства, из-за которых немцы закрывали глаза на недостатки. Во-первых, тягач был незаменимым «подносчиком» орудий. Во-вторых, его возможности на бездорожье впечатляли.

00026431

Первый серийный образец появился через год. Его назвали BN m8. Он получил 6-цилиндровый карбюраторный силовой агрегат и тяговое усилие в восемь тонн. Соответственно, тягач мог буксировать 88-мм зенитные пушки.

Но этот вариант долго не продержался. Уже в 1936 году его заменили на улучшенную модель KM m9 со 130-сильным мотором «Майбах». Всего было выпущено 12 тягачей, которые могли буксировать и зенитные пушки, и 105-мм орудия. Экипаж состоял из двенадцати человек. Крыша по-прежнему была мягкой, поэтому сверху над солдатами нависал брезентовый тент, способный защитить разве что от дождя.

Вскоре появилась модель КМ m10, получившая более мощный (140 л.с.) мотор «Майбах». В 1937 году была выпущена KM m11, которая и стала впоследствии Sd. Kfz. 7. На ней создатели и остановили поиск рецепта идеального полугусеничного тягача.

В общем, компания «Краус-Маффей», которая разработал Sd.Kfz.7, попала в яблочко. В создании тягача также приняли участие фирмы «Боргварт», «Бюссинг-НАГ» и «Даймлер-Бенц». И когда началась Вторая Мировая война военные вспомнили об универсальном транспортном средстве. Уже в 1939 году началось полномасштабное серийное производство тягачей. Пока шла война, заводы успели выпустить более двенадцати тысяч машин. Причем наибольшее количество было произведено в 1944 году, когда с конвейеров сошло в общей сложности 3352 Sd.Kfz.7.

00035757

Производство транспортных средств являлось довольно затратным. На один тягач уходило около сорока тысяч рейхсмарок. Но, как известно, для победы все средства хороши. К тому же, в период с 1943 – по 1944 год в войне произошел коренной перелом. СССР сумел остановить продвижение фашистов на востоке в результате победы, добытой на Курской дуге. Союзники открыли второй фронт, чем усугубили и без того пошатнувшееся положение Третьего рейха. Германия отчаянно искала пути спасения, поэтому вкладывала все имеющиеся средства в создание армейской техники.

Применение и модификации

Во время войны Sd. Kfz. 7 таскал не только самое разнообразное артиллерийское оружие, но и вез двенадцать человек в полной боевой амуниции. Благодаря 6-цилиндровому карбюраторному двигателю объемом 6,2-литра с мощностью 140 л.с. транспортное средство могло разогнаться максимум до 50 км/ч, что было весьма и весьма неплохо. Топливный бак вмещал в себя 215 литров и этого запаса хватало на 250 километров при движении по обычной дороге и на 120 – по «пересеченке». Расход горючего сильно варьировал от условий эксплуатации, поэтому мог разброс составлял от 80 до 160 литров на сто километров пробега.

Известно, что во время войны немцы передали несколько тягачей союзной болгарской армии. Так же, Sd.Kfz. 7 использовали югославы. Вот только не те, которые встали на сторону Третьего рейха, а коммунисты-партизаны во главе с Иосипом Брозом Тито. Скорее всего, солдатам удалось захватить транспортные средства во время одного из сражений. К сожалению, нет точных сведений помогли ли немецкие тягачи партизанам или же от их «услуг» быстро отказались.

Интересный факт: в 1939 году немцы продали тридцать два тягача в Бразилию. Но до Южной Америки добралось всего лишь пять машин. Да и произошло это в 1941 году. Тем не менее, Sd.Kfz. 7 встали на вооружение бразильской армии в 1942 году и прослужили до 1945 года. Когда же Германия проиграла войну, то перестала поставлять через океан необходимые запчасти. И власти Бразилии решили отправить тягачи на «пенсию».

00035758

Лицензию на производство тягачей выкупила итальянская компания «Бреда». За годы Второй Мировой войны она выпустила примерно 250 транспортных средств под собственным названием «Semincmgolato Breda Tipo 61». Отличий между итальянской и немецкой версиями практически не было, за исключением силового агрегата. «Итальянец» получил мотор с мощностью 130 «лошадок».

А вот «Фиат» пошел другим путем. На предприятии решили не копировать «немца», а создать на его базе собственный полугусеничный тягач. Был создан прототип, который так и не довели до серийного производства. Создание тягача затянулось, требовались большие финансовые влияния, а затем Италия и вовсе вышла из войны.

Известно, что англичанам удалось захватить несколько Sd.Kfz.7 в Африке. Британцы так сильно впечатлились немецкой машиной, что решили создать нечто похожее. Сказано – сделано. Вскоре появилось несколько полугусеничных тягача ВТ. Но они оказались слишком сырыми, а доработка выглядела долгой и затратной. Поэтому проект свернули.

Дольше всех в строю пробыли тягачи, оказавшиеся в чехословацкой армии. Там они пробыли на боевом посту вплоть до 60-х годов. И лишь когда Sd.Kfz.7 полностью исчерпали свой резерв, от них отказались.

Что касается модификаций. Их было довольно много, потому что тягач оказался предрасположен к самым различным изменениям и доработкам. Была, например, любопытная версия Sd.Kfz. 7/9, которая оснащалась баллистическими ракетами V-2. Эта модификация получила своеобразную бронированную «надстройку» в задней части, в которой «поселились» устройства для наведения ракет и связи. При этом, если возникала необходимость, то тягач мог легко отбуксировать и сам стартовый стол, с которого ракеты и запускались.

wsz9ax4019

Можно вспомнить еще и Sd.Kfz. 7/5 «Артемис», тягач, превращенный в противотанковую самоходную артиллерийскую установку. На ней размещалась советская 76-мм дивизионная пушка Ф-22.

После поражение Третьего рейха во Второй Мировой войне, необходимость в полугусеничных тягачах отпала. Поэтому история Sd.Kfz.7 на этом и завершилась.

Пожаловаться

Оставь свой голос:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тест на знание марок авто

Тест на знание марок автомобилей по значкам

main 3

Самые необычные мотоциклы: ТОП-9