Вездеход ЗИЛ-167Э: он мог вторгнуться в США через Северный полюс

Зил 167Э

Для этого автомобиля не было преград. Он чувствовал себя уверенно везде. По легенде, американцы, заснявшие вездеход во время испытаний, подумали, что Советский Союз готовит вторжение в США через Северный полюс.

Вездеход на все случаи жизни

ЗИЛ — 167Э — это один из самых впечатляющих проектов времен расцвета СССР. Его длина составляла 9 420 мм, ширина — 3 130 мм, высота — 3 060 мм, а снаряженная масса — 12 тонн. При этом дорожный просвет вездехода колебался от 750 до 852 мм. Он мог перевозить 14 пассажиров и преодолевать самое жесткое бездорожье благодаря паре 6-литровых бензиновых моторов V8, мощностью по 180 л.с. каждый.

Принято считать, что период расцвета советского автопрома пришелся на 60-е годы прошлого столетия. Тогда конструкторы и инженеры сыпали идеями и пытались превратить в жизнь самые амбициозные проекты. Так что нет ничего удивительного, что огромный вездеход появился как раз в то время. Он и был олицетворением самого государства.

ЗИЛ — 167Э

Как известно, в нашей стране с дорогами всегда было печально. Огромная территория, где сложно найти хотя бы следы цивилизации, являлась вполне обитаемой. Различные нефтяники, геологи и прочие поклонники «запаха тайги» нуждались в большом и мощном автомобиле, способном проехать и по снегу, и по льду, и по камням. К тому же, власть не забывала и про военное направление. «Холодная война» шла полным ходом, никто не знал, чем она завершиться. И поэтому в случае военного конфликта очень бы пригодился разноплановый вездеход.

Но,что интересно, универсальный вездеход заказало не военное министерство, а Московский городской Совнархоз. То есть, изначально планировалось использовать ЗИЛ-167Э исключительно в мирных целях, а там, как пойдет. И за работу взялось специальное конструкторское бюро (СКБ) при заводе ЗИЛ, которое возглавлял Виталий Андреевич Грачёв. А ведущим конструктором стала женщина — А.Д.Андреева.

И хотя заказ поступил в 1961 году, полноценная работа началась только в 1962. И вскоре СКБ представило опытный образец. Поскольку сроки поджимали в бюро решили взять «с мира по нитке», то есть, собрать вездеход из комплектующих проверенных серийных автомобилей. Но все же, главным донором стал ЗИЛ-135Л. Грузовик разобрали, забрав у него кабину, моторы, коробку передач, а также некоторые элементы ходовой части. К тому же инженеры усилили раму раскосами и поперечинами. А между мостами разместили бензобаки (их позаимствовали у «сто тридцатого» ЗИЛа) на 900 литров. Этого запаса топлива должно было хватить вездеходу на 600 километров пути.

Чтобы не тратить зря время, в СКБ пошли уже проверенным путем — взяли раму, установили на нее легкий стеклопластиковый корпус и добавили колесную схему 6х6 с одинаковым расстоянием между осями. При этом, поворотными были не только передние колеса, но и задние, оснащенные независимой торсионной подвеской. А вот средний мост обошелся без подвески. Его просто жестко прикрепили при помощи кронштейнов к самой раме.

По легенде, сам Грачёв когда-то увидел, как лось шел по глубокому снегу. И решил, что у вездехода колеса должны напоминать ноги парнокопытного животного. Благодаря этому появилась конструкция легкого стеклопластикового колесного диска и посадочный диаметр в 28 дюймов. Нижнюю часть вездехода обшили листами алюминия, спрятав под него не только агрегаты, но и раму. Вишенкой на торте стало изображение бегущего лося, которое разместили на кузове гиганта.

Вообще,вездеход смотрелся очень крупным и серьезным, а значит — и тяжелым. Но это не так. Вес снаряженной массы составлял 12 тонн, что для такой махины являлось более чем приемлемо. Снижение веса удалось достичь благодаря тому, что 4-местная кабина и 14-местный пассажирский отсек были изготовлены из стеклопластика.Поскольку предполагалось, что ЗИЛ-167Э будет особенно часто эксплуатироваться в условиях вечной мерзлоты, он получил два отопителя, а также дровяную печку «буржуйка».

ЗИЛ-167Э

Интересно вот еще что: у вездехода была только одна дверь в пассажирский салон, которую разместили в задней части по правому борту. Также сзади находились и воздухозаборники, поскольку инженеры решили, что силовые агрегаты должны находиться за пассажирским отсеком. Экспериментальный образец покрасили в оранжевый цвет, чтобы его лучше было видно в снегах, и отправили на испытания.

В своей стихии

Вообще, СКБ ответственно подошло к своему детищу. Инженеры и конструкторы действительно попытались создать вездеход без слабых мест. И поэтому пара моторов ЗИЛ-375 были соединены с парой же гидромеханических планетарных АКПП. А крутящий момент с каждого силового агрегата уходил только на свой борт, при этом, раздаточная коробка была соединена с коробкой отбора мощности. Сделали это для того, чтобы она активизировала лебедку, рассчитанную на 7 тонн. Любопытно, что лебедки не пользовались особой по полярностью, но учитывая жесткие условия жизни ЗИЛа, решили, что ее наличие точно не будет лишним.

Зимой 1962 года ЗИЛ-167Э, который по документам значился как «макетный образец», начал проходить испытания в Перми. Летом его отправили на полигон в Чулково под Москвой. Там вездеходу пришлось доказывать свою профпригодность среди песка и болот. И ЗИЛ справился. Выяснилось, что он может преодолевать ямы глубиной свыше метра, а также взбираться на самые разнообразные холмы.

ЗИЛ-167Э

Но этого, естественно, было мало. Требовалось опробовать вездеход в реальной жизни, а не на полигоне. Поэтому для него устроили своеобразное ралли — он добрался до Сердобского машиностроительного завода, загрузился несколькими тоннами запчастей и приехал в Москву. Затем ЗИЛ-167Э принял участие в строительстве газопровода Шаим — Тюмень. В то время возникла удивительная легенда. Как поговаривали, во время работы, вездеход преодолевал огромные расстояния за один день. И американцы, получившие снимки со спутника из разных мест, подумали, что СССР создал несколько огромных желтых вездеходов и готовит вторжение на звездно-полосатый берег через Северный полюс.

К сожалению, дальше одного вездехода дело не пошло. ЗИЛ-167Э так и остался единственным в своем роде. Зато он сохранился до наших дней и находится в Государственном военно-техническом музее в Москве.

Пожаловаться

Оставь свой голос:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Эффект LSPI

Что такое эффект LSPI в двигателе и как с ним поборолись

Топ моделей Nissan

Самые надежные модели Nissan: ТОП-7