Для этого автомобиля не было преград. Он чувствовал себя уверенно везде. По легенде, американцы, заснявшие вездеход во время испытаний, подумали, что Советский Союз готовит вторжение в США через Северный полюс.
Вездеход на все случаи жизни
ЗИЛ — 167Э — это один из самых впечатляющих проектов времен расцвета СССР. Его длина составляла 9 420 мм, ширина — 3 130 мм, высота — 3 060 мм, а снаряженная масса — 12 тонн. При этом дорожный просвет вездехода колебался от 750 до 852 мм. Он мог перевозить 14 пассажиров и преодолевать самое жесткое бездорожье благодаря паре 6-литровых бензиновых моторов V8, мощностью по 180 л.с. каждый.
Принято считать, что период расцвета советского автопрома пришелся на 60-е годы прошлого столетия. Тогда конструкторы и инженеры сыпали идеями и пытались превратить в жизнь самые амбициозные проекты. Так что нет ничего удивительного, что огромный вездеход появился как раз в то время. Он и был олицетворением самого государства.
Как известно, в нашей стране с дорогами всегда было печально. Огромная территория, где сложно найти хотя бы следы цивилизации, являлась вполне обитаемой. Различные нефтяники, геологи и прочие поклонники «запаха тайги» нуждались в большом и мощном автомобиле, способном проехать и по снегу, и по льду, и по камням. К тому же, власть не забывала и про военное направление. «Холодная война» шла полным ходом, никто не знал, чем она завершиться. И поэтому в случае военного конфликта очень бы пригодился разноплановый вездеход.
Но,что интересно, универсальный вездеход заказало не военное министерство, а Московский городской Совнархоз. То есть, изначально планировалось использовать ЗИЛ-167Э исключительно в мирных целях, а там, как пойдет. И за работу взялось специальное конструкторское бюро (СКБ) при заводе ЗИЛ, которое возглавлял Виталий Андреевич Грачёв. А ведущим конструктором стала женщина — А.Д.Андреева.
И хотя заказ поступил в 1961 году, полноценная работа началась только в 1962. И вскоре СКБ представило опытный образец. Поскольку сроки поджимали в бюро решили взять «с мира по нитке», то есть, собрать вездеход из комплектующих проверенных серийных автомобилей. Но все же, главным донором стал ЗИЛ-135Л. Грузовик разобрали, забрав у него кабину, моторы, коробку передач, а также некоторые элементы ходовой части. К тому же инженеры усилили раму раскосами и поперечинами. А между мостами разместили бензобаки (их позаимствовали у «сто тридцатого» ЗИЛа) на 900 литров. Этого запаса топлива должно было хватить вездеходу на 600 километров пути.
Чтобы не тратить зря время, в СКБ пошли уже проверенным путем — взяли раму, установили на нее легкий стеклопластиковый корпус и добавили колесную схему 6х6 с одинаковым расстоянием между осями. При этом, поворотными были не только передние колеса, но и задние, оснащенные независимой торсионной подвеской. А вот средний мост обошелся без подвески. Его просто жестко прикрепили при помощи кронштейнов к самой раме.
По легенде, сам Грачёв когда-то увидел, как лось шел по глубокому снегу. И решил, что у вездехода колеса должны напоминать ноги парнокопытного животного. Благодаря этому появилась конструкция легкого стеклопластикового колесного диска и посадочный диаметр в 28 дюймов. Нижнюю часть вездехода обшили листами алюминия, спрятав под него не только агрегаты, но и раму. Вишенкой на торте стало изображение бегущего лося, которое разместили на кузове гиганта.
Вообще,вездеход смотрелся очень крупным и серьезным, а значит — и тяжелым. Но это не так. Вес снаряженной массы составлял 12 тонн, что для такой махины являлось более чем приемлемо. Снижение веса удалось достичь благодаря тому, что 4-местная кабина и 14-местный пассажирский отсек были изготовлены из стеклопластика.Поскольку предполагалось, что ЗИЛ-167Э будет особенно часто эксплуатироваться в условиях вечной мерзлоты, он получил два отопителя, а также дровяную печку «буржуйка».
Интересно вот еще что: у вездехода была только одна дверь в пассажирский салон, которую разместили в задней части по правому борту. Также сзади находились и воздухозаборники, поскольку инженеры решили, что силовые агрегаты должны находиться за пассажирским отсеком. Экспериментальный образец покрасили в оранжевый цвет, чтобы его лучше было видно в снегах, и отправили на испытания.
В своей стихии
Вообще, СКБ ответственно подошло к своему детищу. Инженеры и конструкторы действительно попытались создать вездеход без слабых мест. И поэтому пара моторов ЗИЛ-375 были соединены с парой же гидромеханических планетарных АКПП. А крутящий момент с каждого силового агрегата уходил только на свой борт, при этом, раздаточная коробка была соединена с коробкой отбора мощности. Сделали это для того, чтобы она активизировала лебедку, рассчитанную на 7 тонн. Любопытно, что лебедки не пользовались особой по полярностью, но учитывая жесткие условия жизни ЗИЛа, решили, что ее наличие точно не будет лишним.
Зимой 1962 года ЗИЛ-167Э, который по документам значился как «макетный образец», начал проходить испытания в Перми. Летом его отправили на полигон в Чулково под Москвой. Там вездеходу пришлось доказывать свою профпригодность среди песка и болот. И ЗИЛ справился. Выяснилось, что он может преодолевать ямы глубиной свыше метра, а также взбираться на самые разнообразные холмы.
Но этого, естественно, было мало. Требовалось опробовать вездеход в реальной жизни, а не на полигоне. Поэтому для него устроили своеобразное ралли — он добрался до Сердобского машиностроительного завода, загрузился несколькими тоннами запчастей и приехал в Москву. Затем ЗИЛ-167Э принял участие в строительстве газопровода Шаим — Тюмень. В то время возникла удивительная легенда. Как поговаривали, во время работы, вездеход преодолевал огромные расстояния за один день. И американцы, получившие снимки со спутника из разных мест, подумали, что СССР создал несколько огромных желтых вездеходов и готовит вторжение на звездно-полосатый берег через Северный полюс.
К сожалению, дальше одного вездехода дело не пошло. ЗИЛ-167Э так и остался единственным в своем роде. Зато он сохранился до наших дней и находится в Государственном военно-техническом музее в Москве.