Военные амфибии ЗАЗа и ЛуАЗа: история, перечеркнутая 1991 годом

ЗАЗ

Почти шестьдесят лет назад в Советском Союзе решили, что необходимо развивать военную технику в новом направлении — водоплавающем. И два предприятия, расположенные в Украинской ССР, приступили к работе. Первопроходцем стал Запорожский завод, а чуть позже по этому же пути пошел и Луцк.

Путь боевого Запорожца

Идеей создания транспортера переднего края в Советском Союзе загорелись еще в 50-х годах. Страна потихоньку отошла от потрясений, вызванных Великой Отечественной войной, и встала на рельсы развития. Первым заказ на военную технику получило московское предприятие НАМИ. Но работа шла медленно из-за сильной загруженности. И тогда власть решила передать заказ в ЗАЗ. Вскоре запорожские инженеры и конструкторы получили от своих московских коллег все имеющиеся на тот момент наработки. Правда, толку от них было мало. И в конструкторско-экспериментальном отделе предприятия под названием«Коммунар», закипела работа.

Плавающий транспортер переднего края ЗАЗ-967

Инженеры и конструкторы рассудили логично: смысл изобретать велосипед, если под требования«верхов» можно «заточить» серийные ЗАЗы? Поначалу вообще решили обойтись малой кровью и создать военный автомобиль на уже готовой платформе. Не получилось, оказалось, что проще сделать новую, чем переделывать уже имеющиеся.

Вскоре заводчане справились с этой задачей. Под нее же подогнали верхнеклапанный мотор V4 с воздушным охлаждением. А затем внедрили и блокировку дифференциала в заднем приводе. Также плавающий транспортер переднего края ЗАЗ-967 получил барабанную лебедку, глушители по сторонам капота (выхлоп, кстати, вывели вниз), откидной задний борт и запасное колесо. Поскольку заводчане создали военную машину, то управлять ей можно было как сидя, так и лежа.

После нескольких испытаний в ЗАЗе решили, что ТПК (транспортер переднего края) стоит модернизировать. В 1964 году амфибия получила зауженную переднюю часть кузова, спрятанный в кожух глушитель, который переместили на переднюю панель вместе с лебедкой. На этом рестайлинг не закончился. От старого мотора решили отказаться в пользу МеМЗа-966, выдававшего 22 «лошадки». В пару к нему добавили 4-ступенчатую механическую коробку передач. Также модернизации подверглись независимая торсионная подвеска, колесные редукторы и появилось принудительное отключение заднего привода. Но уже через год ТПК вновь преобразили. На них решили ставить более мощные моторы на 27 л.с.

ТПК

Опытные и предсерийные образцы отличались цельнометаллическими платформами с бортами и получили несколько откидных трапов-мостиков. Причем, если было необходимо, то они легко демонтировались и превращались в носилки. Кстати, в одном из опытных образцов трапы трансформировались в спинки сидений. Но от этой вариации быстро отказались.

Поскольку предполагалось, что ТПК будет перевозить раненых бойцов, заводчане подготовили четыре варианта. В первом носилки крепились непосредственно к кузову. Во втором и третьем, вместо носилок решили использовать специальные подстилки, которые разместили как на креслах, так и в самом кузове. Но наиболее эффективным был признан четвертый вариант. Он предполагал наличие у ТПК «хвоста» — прицепа с тентом и откидными бортами. Правда, из-за этого скорость и маневренность боевого Запорожца сильно снижались.

Заводчане были, как говорится, на финишной прямой. По факту, они уже создали жизнеспособный проект, который лишь слегка требовалось довести до ума. Но не вышло. В 1967 году по приказу «сверху» ЗАЗ прекратил работу над амфибиями.

ЛуАЗ подхватывает эстафетную палочку

Но отсутствие годной амфибии являлось фактором раздражения для военных. И поэтому уже в 1968 году за разработку ТПК взялось Луцкое предприятие. Довольно быстро завод наладил производство ЛуАЗа-967, который, по факту,  являлся все тем же ЗАЗом-967, только немного «подретушированным». Но именно под именем Луцкого предприятие транспортер был принят на вооружение армии СССР.

ТПК действительно получился достойным. Военные могли использовать его для выполнения самых разнообразных задач. Причем не только санитарных или военных, но и личных. ЛуАЗ был полноценным универсальным солдатом, которому могли доверить и вывоз раненых бойцов с поля боя, и доставку снарядов и транспортировку командного состава.

ЛуАЗа-967

Что касается модернизаций, которую провели луцкие специалисты. Они заменили архаичную 4-ступенчатую МКПП на 5-ступенчатую, внедрили в систему водооткачивающий насос, карданный привод задней оси, фару-искатель за ветровым стеклом, а также произвели ряд других, менее значимых изменений.

Военные по достоинству оценили ЛуАЗ, поэтому обратились к руководству завода с предложением: превратить ТПК в полноценный внедорожник, который смог бы не только преодолевать водные преграды, но и справляться с бездорожьем на суше. К тому же, представители армии хотели, чтобы автомобиль получил и вооружение. Поэтому на ЛуАЗ пытались поставить и гранатометы, и пулеметы, и другое тяжелое вооружение. Но эта затея провалилась, поскольку ТПК был слишком легким и маломощным для передвижения еще и огневой точки.

В1972 году ЛуАЗ-969 подвергли серьезной модернизации. Автомобили получили моторы на 40 «лошадок», двухконтурную гидравлическую тормозную систему и новое электрооборудование. После рестайлинга к названию ТПК добавилась литера «М». И именно этот вариант амфибии продержался на конвейере вплоть до развала Советского Союза. При этом, ТПК еще раз масштабно модернизировали вначале 80-х годов. ЛуАЗ получил съемные тенты, но лишился откидного борта и лебедки. Зато его скорость по суше увеличилась до 75 км/ч, а по воде — до 4км/ч.

ТПК ЛуАЗ-969

Кстати, заводчане выполнили пожелание военных и создали настоящей внедорожник, который можно было использовать и в качестве разведчика, и в качестве патрульного. Эта вариация получила название ЛуАЗ-967МП. В «проходимце» уже не было носилок, свободное место заняли радиостанция и боекомплект. Вот только серийный он таки не стал. Советский Союз встал на путь «перестройки» и финансирование военной отрасли были сильно порезано. Ограниченными партиями 967МП выпускали только в Луцке да и то, только до 1991 года.

Этот же год стал роковым и для других моделей Луцкого предприятия: ЛуАЗ-972 «Геолог» и ЛуАЗ-1901. Первый отличался наличием третьей управляемой оси и, соответственно, удлиненным кузовом. Предполагалось, что «Геолог» пригодится и в качестве санитарной машины, и в качестве легкого транспортера. В 1990 году автомобиль модернизировали и назвали ЛуАЗ-1901. Он отличался 3-цилиндровым дизельным силовым агрегатом на 50 «лошадок» и гидро-пневматической подвеской. Но сразу после гибели СССР все работы были прекращены.

Пожаловаться

Оставь свой голос:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Антифриз

Зачем и для чего нужен антифриз в авто

Эффект LSPI

Что такое эффект LSPI в двигателе и как с ним поборолись