Эксплуатация двигателя – колоссально трудоемкое дело. Это целая наука, хотя многие так не считают. Мало того, что силовому агрегату на каждом километре угрожают перегрев, течь масла и другие неисправности. Тут еще вероятен эффект LSPI, о котором сейчас мы подробно поговорим.
Сегодня все всё стараются сделать меньше, легче и компактнее. Данная тенденция коснулась и автомобилестроения. Современный двигатель в угоду экологии с экономичностью имеет малый вес и малый объем. Облегчены поршни, стенки цилиндров сделаны тоньше, в целом агрегат может напоминать игрушечный… И здесь, как ни странно, внедрены такие решения, как турбонаддув и прямой впрыск. И все это завершается очень жидким маслом типа 0W20. 5W30 и т.п.
Ну, а что такое эффект LSPI в двигателе автомобиля, мы все еще не объяснили, поскольку надо рассказать вот что. Да, современному мотору стало легче работать, он выдает больше лошадиных сил, но эффект LSPI может явиться той самой ложкой дегтя, которая мгновенно испортит любую бочку меда. Low Speed Pre-ignition (LSPI) представляет собой локальный взрыв, происходящий прямо в недрах силового агрегата.
Дело в том, что есть риск самостоятельного воспламенения топливной смеси (бензин+воздух) в результате сжатия, и свеча тут вовсе не причем. Инцидент обычно имеет место быть при средних нагрузках и оборотах ДВС. В лучшем случае такая вспышка может разрушить поршень, а в худшем оторвать шатун, который при таком развитии событий запросто пробьет блок цилиндров. Сначала причины эффекта LSPI в двигателе не анализировались, но потом эффект LSPI начал разрушать моторы с пугающей частотой.
Специалистам удалось пролить свет на причины эффекта LSPI в двигателе транспортного средства. Понять, почему возникает эффект LSPI в двигателе, решили сразу несколько ведущих автопроизводителей планеты – Toyota, GM, Ford. Оказалось, что эффект LSPI в двигателе причины имеет простые. Виновны тут микрочастицы моторных масел, проникающие в камеру сгорания. Их взрывное горение послужило причиной происшествия. Удивительно, что присадки в моторных маслах могут как уменьшать риск LSPI, так и увеличивать его.
Оказалось, что кальций в моторном масле увеличивает риск LSPI, а вот цинк, фосфор или молибден – уменьшают вероятность микровзрыва в силовом агрегате. При этом концентрация кальция должна быть предельно высокой. Еще установлено, что чем старше масло, тем более вероятны подобные последствия.
Еще в 2010 г. компания General Motors дала ответ на вопрос, как предотвратить эффект LSPI в двигателе, внеся изменения в допуск dexos 1TM, после чего несколько раз были изменены допуски моторных масел API. Стал другим и допуск другого стандарта моторных масел – ILSAC. Реакция производителей автомасел на изменения допусков последовала буквально тут же.
В частности, среди первопроходцев оказалась компания Liqui Moly, сделавшая моторное масло с допуском dexos 1TM Gen 2. Наличие фирменных присадок на основе молибдена позволило многократно снизить угрозу LSPI, сделав эксплуатацию мотора безопаснее.