История ряда немецких марок автомобилей насчитывает более 100 лет и восходит к эпохе создания первых транспортных средств с моторами внутреннего сгорания. Но помимо действующих на 2021 г. брендов существовало несколько десятков компаний, которые прекратили деятельность на протяжении XX века. Оставшиеся на рынке концерны предлагают легковые и грузовые автомобили с классическими, гибридными или электрическими силовыми установками.
- История немецкого автопрома
- Когда возник
- Первый произведенный автомобиль
- Автопром времен Второй Мировой
- Завод BMW
- Daimler–Benz
- Ford
- Hanomag
- Horch
- Opel
- Stoewer
- Wanderer
- Немецкая автомобильная промышленность сейчас
- Что отличает немецкий автопром от прочих
- Самые известные марки немецких авто и их история
- Mercedes Benz
- Audi
- BMW
- Opel
- Volkswagen
- Porsche
- MAN
- Daimler
- Устаревшие марки немецких авто
- Maybach
- Wartburg
История немецкого автопрома
Немецкая автомобильная индустрия имеет богатую историю, на территории Германии во второй половине XIX столетия были созданы первые работоспособные двигатели внутреннего сгорания.
Когда возник
Автомобильная промышленность в Германии ведет начало от завода N. A. Otto&Cie, освоившего выпуск 4–тактных двигателей, работающих по циклу Отто. На этом предприятии работали Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах, которые впоследствии организовали собственные компании. Первые созданные немецкие автомобили стали популярными не на родине, а на территории Франции.
Мелкосерийная сборка машин началась в Германии только в начале XX века.
Первый произведенный автомобиль
Идея постройки экипажа с двигателем внутреннего сгорания принадлежит немецкому инженеру Карлу Бенцу, который создал и запатентовал свою 3–колесную Model I в 1886 г. Впоследствии изобретатель построил машины Model II и Model III с усовершенствованной конструкцией. Общественность узнала о существовании автомобилей только в конце лета 1888 г., когда Берта Бенц (жена изобретателя) совершила поездку на Model III на расстояние около 100 км. Впоследствии машина представили на всемирной выставке в Париже.
Автопром времен Второй Мировой
К началу войны автомобильная промышленность Германии была частично переключена на выпуск армейской техники и компонентов для вооружений. Двигатели от грузовых и легковых машин часто использовались на легкой бронетехнике. Ряд концернов занимался производством моторов для самолетов или бронетехники (например, Daimler–Benz, BMW или Maybach). К концу войны большая часть предприятий была разрушена или оказалась на территории, занятой войсками СССР.
После создания ФРГ и ГДР разошлись и пути развития бывшей автомобильной промышленности Третьего Рейха.
Завод BMW
К 1939 г. заводы концерна BMW занимались производством автомобилей и военной техники, а впоследствии приступили к работам над ракетным и управляемым оружием. Под маркой BMW были созданы реактивные двигатели, которые использовались на немецких самолетах в 1944–45 гг. После окончания военных действий часть производственных мощностей попала в советскую зону, оборудование было вывезено в СССР, а цеха снесены.
Компания BMW выжила благодаря выпуску мотоциклов, а первый послевоенный автомобиль был выведен на рынок только в 1962 г.
Daimler–Benz
В годы войны Daimler–Benz был одним из ведущих разработчиков и производителей поршневых двигателей для самолетов и комплектующих для оружия. Производственные площади были частично разрушены бомбардировками, а частью оказались в советской зоне оккупации. Американская администрация одобрила восстановление сборки автомобилей с 1946 г., процесс реконструкции заводов занял 5 лет. В 1958 г. Daimler–Benz освоил производство двигателей с системами механического впрыска топлива, а после покупки в 1998 г. бренда Chrysler Group название сменилось на Daimler AG.
Ford
Перед войной в немецком автопроме имелись заводы, принадлежавшие американскому гиганту автомобильной индустрии Ford. Предприятия выпускали коммерческие грузовики, которые стали поставляться и в армию. Продукция оснащалась технологически сложным V–образным 8–цилиндровым мотором и имела низкие рейтинги надежности, уступая аналогам от Opel. Но, несмотря на нарекания, заводы Ford получали заказы вплоть до 1945 г., а сразу после войны занялись ремонтом и обслуживанием техники, принадлежавшей английским и американским войскам.
Hanomag
Автомобильная компания Hanomag возникла на базе машиностроительного предприятия Eisen–Giesserei und Maschinenfabrik. Первые паровые машины для кайзеровской армии были собраны в 1905 г., а в 20–х гг. под контроль Hanomag переходит фирма KMV КМВ, выпускавшая малогабаритные автомобили утилитарного назначения. После прихода к власти нацистов компания начинает разработку и производство колесно–гусеничных шасси, которые использовались при сборке армейских тягачей и бронетранспортеров.
После войны возобновляется сборка коммерческих грузовиков и тракторов.
Horch
Марка Horch была зарегистрирована Августом Хорьхом в 1904 г., который также стал основателем бренда Audi. В 1932 г. марки вошли в состав Auto Union, другими членами которого являлись Wanderer и DKW. Во время войны компания собирала технику военного и гражданского назначения, а в 1945 г. завод в Цвиккау оказался на территории советской оккупационной зоны, а затем ГДР. Проведенная национализация привела к смене названия сначала на VEB Horch Zwickau, а с 1958 г. на VEB Sachsenring Automobilwerke. Предприятие обанкротилось после объединения Германии в 1991 г.
Opel
К началу войны заводы Opel принадлежали американскому General Motors, что не помешало марке войти в список немецких предприятий, производивших армейскую технику. В 1940 г. с конвейера сошел миллионный автомобиль, а с осени сборка легкового транспорта была заморожена. В ходе войны производственные площадки были разрушены, а оборудование с филиала в Рюссельхайме было частично вывезено в СССР, где в 1947 г. освоили выпуск Москвича–400, базировавшегося на шасси модели Kadett.
Немецкие заводы Opel возобновили работу в 1946 г., начав сборку Opel Blitz.
Stoewer
Одним из представителей довоенного автопрома Германии является компания Stettiner Eisenwerk Bernhard Stoewer, основанная в 1858 г. как производитель швейных машинок. В 1897 г. появились первые мотоциклы с моторами Cudell и De Dion, было создано отдельное подразделение Gebrüder Stoewer, Fabrik für Motorfahrzeuge по выпуску автомобилей. Простые и качественные машины побеждали в различных соревнованиях и пользовались стабильным спросом. После войны завод, выпускавший армейскую технику, оказался на территории Польши и был частично вывезен в СССР.
Wanderer
В рейтинг известных производителей попала компания Wanderer, занимавшаяся серийным выпуском автомобилей и мотоциклов с 1896 по 1945 г. и базировавшаяся в Аугсбурге. Изначально марка имела наименование Winklhofer&Jaenicke по фамилиям основателей и получила название Wanderer только в 1911 г. Компания известна народными автомобилями, пользовавшимися популярностью вплоть до начала Второй Мировой войны. Немецкий автопроизводитель был упразднен в рамках послевоенной реорганизации группы Auto Union AG (приобрела права на марку в 1932 г.).
Немецкая автомобильная промышленность сейчас
На 2021 г. немецкая автомобильная индустрия занимает 3 позицию в мире по объемам производства, уступая Японии и США. Но по экспорту техники Германия находится на 2 месте, пропустив вперед только Японию. Немецкие компании активно выходят на новые рынки сбыта и запускают сборочные производства на территории других государств. Например, создаются совместные предприятия в Китае (в 2021 г. ожидается увеличение поставок на 2%).
Что отличает немецкий автопром от прочих
Основные отличия автомобилей, собранных на территории Германии:
- Строгий дизайн экстерьера и интерьера, для отделки салонов используются качественные материалы, выдерживающие жесткую эксплуатацию.
- На немецком авто чаще используются дизельные двигатели или бензиновые моторы с наддувом и системой непосредственного впрыска, отличающиеся высокой мощностью при небольшом расходе топлива. Ресурс агрегатов при своевременном обслуживании не менее 200 тыс. км, но установки не рассчитаны на капитальный ремонт. Для повышения экономичности многие машины оснащаются автоматическими коробками с двойным сцеплением, имеющими от 7 передач переднего хода.
- Жесткая и сбалансированная ходовая часть, рассчитанная на движение на высокой скорости по дорогам с качественным покрытием. Германские бренды используют тормоза с повышенной эффективностью работы, выдерживающие жесткие условия эксплуатации.
- Удобные сиденья с развитой боковой поддержкой, снижающие нагрузку на позвоночник при резких маневрах.
- Хорошая коррозионная стойкость кузовов при условии сохранения заводского лакокрасочного покрытия.
- Увеличенный интервал обслуживания, составляющий от 15 до 30 тыс. км (в зависимости от марки и типа двигателя).
- Повышенная цена при покупке (по сравнению с японскими или южнокорейскими аналогами) и простота продажи на вторичном рынке.
Самые известные марки немецких авто и их история
Немецкая промышленность занимает одно из лидирующих мест на мировом автомобильном рынке, конкурируя с другими европейскими заводами и предприятиями из Юго–Восточной Азии и США. На 2021 г. на территории Германии зарегистрировано несколько крупных производителей легковой и коммерческой автомобильной техники, которым принадлежат заводы по всему миру. Лидером по числу изготовленных машин среди немецких брендов является Volkswagen, который удерживает второе место по продажам на мировом рынке, уступая японскому концерну Toyota.
Mercedes Benz
Немецкий концерн также производит спортивные автомобили и машины представительского класса с роскошным салоном и хорошими динамическими характеристиками.
Компания основана в 1926 г. для противодействия экспансии на внутренний рынок Германии крупных американских производителей, таких как Ford Motor Company или General Motors. После Второй Мировой войны заводы начали параллельный выпуск старых и новых моделей. В СССР и России марка Mercedes Benz пользовалась популярностью, с весны 2019 г. запущен завод в Московской области.
Audi
Компания является одним из производителей элитных автомобилей и техники категории люкс, но в производственной линейке имеются и машины среднего ценового диапазона. Основателем марки стал Август Хорьх, который разработал новый бренд в 1909 г. из–за конфликта с партнерами по August Horch Automobilwerke GmbH. В военные годы компания производила бронеавтомобили и моторы для автомобильной техники. Сильно разрушенные заводы были восстановлены только в начале 50–х гг., начав производство довоенного бюджетного DKW F89 с минимальной комплектацией.
В 1964 г. марка вошла в состав Volkswagen, который изначально не планировал создания новых моделей под брендом Audi.
Спустя 5 лет в группу Volkswagen AG вошла NSU Motorenwerke AG, создавшая первый серийный автомобиль с роторным двигателем. Объединение Audi NSU Auto Union AG начало разработку автомобилей с оригинальной конструкцией, наращивая технологический потенциал. В 1993 г. была образована Audi Group, которая производит машины бизнес–класса, представительской и спортивной категорий и кроссоверы с разными габаритами кузова.
BMW
На 3 позиции в рейтинге известных марок находится концерн BMW, основанный в 1916 г. Предприятие выпускало авиационные двигатели, а затем освоило сборку машин со спортивным дизайном. В XXI веке заводы являются поставщиками премиальных автомобилей и компактных кроссоверов, в состав концерна входят такие бренды как британские Mini и Rolls–Royce. Под маркой БМВ поставляются доработанные машины серии M и Alpina с уникальным спортивным дизайном, а подразделение BMW i занимается производством техники с электрическими силовыми установками.
Opel
Одним из крупных производителей серийных авто является Adam Opel AG, основанный в 1862 г. Компания специализировалась на разработке и изготовлении машин с небольшой мощностью двигателя, впервые внедрив на территории Германии конвейерную сборку. Экономический кризис в конце 20–х гг. негативно сказался на многих немецких производителях автомобилей, что привело к покупке 100% акций Опеля американской General Motors, который продал ставшую убыточной марку Opel в 2017 г. группе PSA Peugeot Citroen.
Volkswagen
Немецкий бренд возник в 1937 г., когда руководство Третьего Рейха решило производить доступные автомобили. Но начавшаяся в 1939 г. война перевела производство в другое русло и массовая сборка Käfer началась только после 1945 г. За последующие десятилетия концерн вывел на автомобильный рынок несколько десятков популярных моделей (например, Polo, Golf или Passat) и приобрел контрольные пакеты акций ряда европейских и немецких производителей техники. Некоторые модели производят в России на заводах, расположенных в Калуге и Нижнем Новгороде.
Список марок (автомобильных и мотоциклетных), входящих в состав концерна и производящих продукцию под собственными брендами:
- Audi AG;
- Automobili Lamborghini S.p.A;
- Bentley Motors Ltd.;
- Bugatti Automobiles S.A.S.;
- Scania AB;
- SEAT S.A.;
- Skoda Auto a.s.;
- Porsche;
- Ducati Motor Holding S.p.A.
Porsche
Компания была основана в 1931 г., а выпуск спортивных авто марки Porsche, базировавшихся на шасси Volkswagen Käfer, начался в 1948 г. Компания самостоятельно разрабатывает и производит надежные двигатели мощностью более 500 л. с. Бренд Porsche является частью Volkswagen AG, что позволяет снизить себестоимость разработки новых моделей. В производственную линейку входят спортивные купе и внедорожники, отдельное подразделение занимается подготовкой гоночных автомобилей.
MAN
В рейтинги популярных марок производителей грузовиков всегда попадает MAN, являющийся частью автоконцерна Volkswagen AG. Предприятие основано в 1758 г. как металлургический завод святого Антония, в конце XIX века в лабораториях MAN изобретатель Рудольф Дизель создал первый образец мотора с воспламенением от сжатия. После Второй Мировой войны концерн распался на несколько обособленных подразделений.
К началу XXI столетия у MAN и входящей в его состав маркой Scania возникли финансовые проблемы, что привело к вхождению в концерн Volkswagen.
Daimler
В топ популярных автомобильных марок вошел транснациональный концерн Daimler AG, неоднократно становившийся крупнейшей по обороту немецкой компанией. Существует с 1883 г. и владеет несколькими дочерними компаниями (например, концерну принадлежат права на марку Mercedes).
Конгломерат поставляет серийные легковые автомобили и владеет долями нескольких заводов по производству грузовой техники и автобусов (филиал Daimler Trucks Group). В состав Daimler AG входят несколько предприятий, занимающихся разработкой и поставками вооружения.
Устаревшие марки немецких авто
Немецкая автомобильная индустрия за более чем 100 лет существования потеряла большое количество марок. Например, канул в лету бренд DKW, входивший в состав Auto Union AG, прекратили существование такие марки как Borgward, Brennabor, Hansa–Lloyd или NSU. После окончания войны на территории ГДР развивалось собственное автомобилестроение, уступавшее предприятиям из ФРГ. После объединения Германии исчезли поставщик утилитарных транспортных средств Trabant, а производитель грузовых автомобилей Ernst Grube прекратил сборку машин еще в 1967 г.
Maybach
Предприятие Maybach изначально занималось поставками силовых установок для дирижаблей и роскошных автомобилей, а в годы Второй Мировой войны завод разрабатывал и производил двигатели для германской бронетехники. В 1960 г. компания была выкуплена концерном Daimler и с 2002 г. приступила к выпуску легковых автомобилей, базирующихся на шасси Мерседес. Завод предлагал несколько моделей стоимостью от 340 тыс. евро (по состоянию цен на 2008 г.). В 2012 г. сборка машина была свернута, а спустя еще 3 года начались поставки Mercedes–Maybach.
Wartburg
Одним из представителей автомобильной промышленности Восточной Германии был завод Wartburg, располагавшийся в городе Айзенах.
Предприятие приступило к выпуску машин на основе шасси довоенного DKW F9 в 1955 г. Позднее было освоено производство усовершенствованных автомобилей с механической коробкой и рядным 3–цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения с 2–тактным принципом работы. После объединения Германии завод перешел под юрисдикцию автоконцерна Adam Opel AG, был реконструирован и освоил сборку седанов и универсалов Vectra.