В автомобильной сфере чаще всего применяются свинцовые аккумуляторные батареи, так как они характеризуются высокой энергоемкостью и отдачей большого тока за короткий промежуток времени. Но известно, что свинец является вредным компонентом, поэтому корпус АКБ изготавливается из специальной пластмассы, устойчивой к воздействию кислоты.
При этом электроды аккумуляторов содержат не только свинец, но также и специальные добавки. В зависимости от типа этих добавок и осуществляется классификация автомобильных аккумуляторных батарей.
АКБ автомобильные делятся на несколько основных видов, у каждого из них свои преимущества и недостатки, ниже мы рассмотрим более детально каждый из них. Итак аккумуляторы бывают:
- сурьмянистыми;
- кальциевыми;
- малосурьмянистыми;
- гибридными;
- гелевыми;
- щелочными;
- литий-ионными.
Сурьмянистые
Это традиционный вариант, который ранее использовался повсеместно. Благодаря добавке в свинец сурьмы, пластины получаются весьма прочными. Но при эксплуатации таких батарей возникали проблемы, поэтому на сегодняшний день они практически не используются.
Кальциевые
С развитием технологий вместо сурьмы стали использовать кальций, благодаря чему потери воды и выделения газа в процессе электролиза значительно сократились. Помимо этого получилось повысить напряжение с 12 до 16 В. Но энергоемкость АКБ данного типа резко падала в случаях перезарядки устройства чуть больше, чем требовалось. Кроме этого такие аккумуляторы стоят недешево, хоть и относятся к категории качественных питающих элементов.
Малосурьмянистые
Они отличаются от сурьмянистых более низким содержанием сурьми (менее 5%). Уход за такими АКБ не требуется, хотя некоторые потери воды из электролита все же имеются. Стоят эти устройства недорого и больше подходят для авто отечественного производства.
Гибридные АКБ
Здесь используется 2 вида пластин: кальциевые и малосурьмянистые, что позволило получить преимущества обоих видов батарей.
Гелевые аккумуляторы и AGM
В данных АКБ электролит содержится в виде геля, а в AGM батареях между электродами также расположен пористый материал. Эксплуатировать питающие устройства данного типа можно в любом положении, в том числе и под наклоном. Но, несмотря на маркетинговый ход производителя, все же нельзя порекомендовать устанавливать АКБ под наклоном или в вертикальном положении.
Аккумуляторы щелочного типа
АКБ бывают не только с кислотными электролитами, но также и со щелочными. Такие аккумуляторные батареи делятся на никель-железные и никель-кадмиевые. Отличаются они между собой количеством положительных и отрицательных пластин. Преимуществом аккумуляторов щелочного вида является отсутствие расхода электролита, что характерно для АКБ кислотного типа.
Из числа достоинств таких батарей стоит выделить:
- переносимость перезаряда;
- стабильность работы даже при низкой температуре;
- низкий показатель саморазряда;
- ток выдается дольше благодаря накоплению большего количества энергии на единицу массы;
- отсутствие вредных испарений при эксплуатации.
Но стоят такие устройства значительно дороже кислотных аналогов. Применяются щелочные АКБ в качестве тяговых, а не стартерных устройств. Но вот в грузовых автомобилях могут использоваться и стартерные щелочные аккумуляторы.
Литий-ионные АКБ
Преимуществом таких устройств можно считать высокий показатель удельной емкости и низкий саморазряд. Кроме этого, литий-ионные аккумуляторы выдают более высокое напряжение, так как один питающий элемент может выдать приблизительно 4 В. Но массового применения этих устройств нет, так как они обладают также и множеством недостатков: быстро «стареют», являются чувствительными к температуре окружающей среды и у глубоким разрядам.