Молодым не везде дорога: реформа ГИБДД усложнит допуск к правам

Молодой человек за рулем

В старой патриотической песне поется: «Молодым везде у нас дорога …» Это было давно. Теперь государство решило активнее перенимать опыт передовых западных держав, повышая общую безопасность движения за счет ограничения возможностей допуска к вождению.

Главный удар грядущей реформы, а что она состоится, можно не сомневаться, придется именно по юным, по подрастающему поколению.

Права с проблемой допуска

Как отмечает издание «Коммерсантъ» от 09 сентября, ГИБДД РФ опубликовала и выносит на рассмотрение проект поправок к ФЗ «О безопасности дорожного движения», содержащий ряд нововведений в части:

  • отношения к подготовке, 
  • принципов допуска к управлению транспортом разного типа,
  • обучения водителей, 
  • обмена прав. 

Преимущественно реформа базируется на заимствовании удачного опыта Германии и Австрии, демонстрирующего значительное улучшение дорожной ситуации.

Мотоциклы на парковке

Сюрприз для юных мотоциклистов: принцип подготовки меняется

Справка: На настоящий момент все водители мотоцикла получают права единой категории A. Подкатегорией выступает А1, выделенная под управление легкими моделями мотоциклов, мощностью до 15 л. с. и движком до 125 см³ объема. М – отдельная категория для мопедов (мопеды с V двигателя до 50 см³). Права на вождение категории А доступны с 18-летнего возраста, А1 и М — с 16-летнего. От принятой практики ГИБДД рекомендует отказаться, и перейти к системе поэтапного открытия доступа к категориям.

ГИБДД предлагает условия ступенчатой схемы выдачи прав:

По мнению специалистов ведомства, допуск к категории А следует открыть молодым людям, когда те достигнут, как минимум, двадцатилетия. В более юном возрасте стоит разрешить управление, насколько это возможно, безопасными для пешеходов и участников дорожного движения, маломощными мотоциклами.

Преследуя указанные цели, планируется внедрить подкатегорию А2, позволяющую водить «средневесный» байк с оптимальными показателями надежности, характеризующийся мощностью до 47 л. с. Последний также не должен оказаться избыточно легким, что снижает устойчивость и опасно повышает маневренность. Поэтому решено было прописать отношение мощности к весу — до 200 ватт (0,27 л. с.) на килограмм.

К указанной категории относятся, в частности:

  • максискутеры с V движка до 400-500 см³ (Sym MaxSym 400i лмбо Honda PCX-150),
  • мотоциклы легкого модельного ряда серии KTM Duke.

Когда начинать водить мототехнику?

Выбор планируется увязать с практикой и опытом управления, что достаточно справедливо. По плану ГИБДД, начинать путь юный райдер будет со сдачи на А2. И лишь «откатавшись» в ней 2 года, сможет переходить на категорию А.

Открыт и альтернативный путь, позволявший не форсировать события, а выждать наступления старшего возраста. Байкер, не набравший опыта практического вождения «младшей» техники из категории А2, откроет категорию А только с 24 лет.

Что примечательно, если фанатам мототехники планируется предельно поднять возрастную планку допуска к полноценным правам до 20-24 лет, то с автолюбителями ситуация почти диаметрально противоположная:

  • Внесенные поправки обеспечивают несовершеннолетним возможность сдавать экзамен на автоправа категории B с 17 лет.
  • Подросткам разрешается управление транспортным средством до наступления 18-летия, но только с «сопровождающим» лицом. Последнее должно соответствовать ряду требований, которые пропишут в правительственном постановлении. Уже сейчас можно сказать, что среди них окажется планка стажа вождения и возраста (вероятно, 23-24 лет). Так что просто покататься с кем-то из взрослых, бабушкой или страшим братом, не выйдет.
Грузовик на дороге

Грузовой транспорт и пассажирские автобусы: только с опытом

Доступ к управлению профессиональным и тяжелым транспортом, грузовиками и автобусами, планируется увязать с предшествующим опытом вождения. ГИБДД позаботится, чтобы сложнее стало получить права приведенных категорий. Согласно предложению, делать это стоит, набравшись сначала навыков дорожного поведения за рулем обычного легкового автомобиля за 1 год.

Для тех, у кого не имеется стажа, возрастная планка получения прав поднимется:

  • в категории С (грузовики от 3,5 т) — с 18 до 21 года,
  • в категории D (автобусы, имеющие от 8 посадочных мест) — с 18 до 24 лет.

Иностранные права

Водительские удостоверения категорий С и D иностранных государств можно будет обменять на отечественные, пригодные для передвижения по территории РФ. Однако сделать это получиться лишь после прохождения соответствующего обучения и успешной сдачи экзаменов в Госавтоинспекции.

Легитимность для России сохраняют только права, выданные в:

  • Белоруссии,
  • Казахстане,
  • Киргизии.

Граждане перечисленных государств смогут, как и раньше, пользоваться национальными водительскими удостоверениями. В получении российских прав необходимости для них нет.

Мнение экспертов

Специалисты, в целом, положения законопроекта поддерживают, делая отсылки к опыту развитых западных стран, пользующихся практикой «ступенчатого доступа» давно. В частности, находят позитивной возможность постепенно осваивать технику подростками, в рамках специально выделенных, «облегченных» категорий. Управление под присмотром сопровождающих (для достигших 17 лет), используется, например, в Австрии. Что примечательно, там куратором поездки принимается близкий родственник ребенка, соответствующий характеристикам:

  • наличие водительской квалификации со значительным стажем,
  • отсутствие серьезных правонарушений.

Требования, предъявляемые к лицам сопровождения, были сформированы на основании данных о группе выборки, как о категории водителей, обеспечивающей максимальную безопасность: под родительским присмотром дети управляют транспортом аккуратно, поступательно получают советы и опыт.

Пожаловаться

Оставь свой голос:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Инфинити

Самые безопасные и самые опасные автомобили

Водитель в Европе

Топ 4 полезных привычек автолюбителей Старого Света