Автомат или механика – что лучше? В чем принципиальная разница между этими видами КПП? Какие еще виды и подвиды трансмиссий существуют? Через сколько тысяч километров ломается МКПП, АКПП, робот, вариатор? Какие места у этих трансмиссий считаются самыми слабыми? И какая КПП в итоге самая надежная?
- Автомат или механика: что популярнее
- Автомат или механика: плюсы и минусы
- Чем механика лучше автомата. Преимущества механики:
- Недостатки механики:
- Преимущества автоматической коробки передач:
- Недостатки автомата:
- Такие разные автоматы: виды АКПП
- Автомат или механика: что лучше для бездорожья
- Машины каких марок в РФ чаще продаются с АКПП
- Слабые места разных типов КПП
- Какие АКПП самые надежные
- Заговор производителей?
- Так что же в итоге лучше: механика или автомат?
Автомат или механика: что популярнее
Итак! О том, что же лучше: механика или автомат, – можно долго спорить, но так и не прийти к единому мнению. Оба варианта одинаково популярны в нашей стране. Но при этом половина водителей люто ненавидит механику и ездит исключительно на автоматической коробке, а другая половина, наоборот, ездит только на МКПП, а автоматику считает уделом женщин, лентяев и инвалидов.
Кстати, о динамике доли машин с АКПП в России вы можете судить по данной диаграмме:
Как видно на диаграмме, любителей автоматики у нас сегодня лишь чуть-чуть больше, чем поклонников механики. А значит, нельзя сказать, что тот или иной вид трансмиссии явно лучше или хуже другого. Просто каждый выбирает то, что ему ближе.
Автомат или механика: плюсы и минусы
Автоматика – это новое, но уже прочно укрепившееся в нашей жизни. Механика же – скорее неумирающая классика, которая также идет в ногу со временем.
Чем механика лучше автомата. Преимущества механики:
- Динамика разгона лучше. Вы сами переключаете скорости, а не ждете, когда компьютер среагирует на обороты.
- Экономия топлива выше (за счет правильной манеры вождения: езды накатом, быстрого переключения скоростей и т. д.).
- Расход масла ниже. Механика требует в 2–4 раза больше масла, чем автомат.
- Зимний запуск проще. Можно погреть двигатель без нагрузки.
- Ремонт легче, дешевле, доступнее.
- Зимнее вождение безопаснее. Имеется в виду пробуксовка и штурм снежных заносов.
- Стоимость авто с механикой ниже.
Еще один плюс механики – ее душевность. Кто-то посмеется над этим, но многим водителям действительно хочется иметь тесную связь со своим автомобилем: чувствовать машину, управлять ею по максимуму, понимать, что процессом руководит он сам, а не бездушный компьютер. Можете считать это за бзик, но кому-то это реально важно.
Недостатки механики:
- Необходимость постоянно отвлекаться на педали и рычаг скоростей.
- Риск сжечь сцепление (особенно если за рулем новичок).
- Снижение ресурса двигателя. Во-первых, присутствуют ударные нагрузки из-за жесткости трансмиссии. Во-вторых, на механике вы можете раскручивать движок «до красной зоны», то есть заставлять его работать в более суровых условиях, на износ.
У автотрансмиссии тоже имеются свои плюсы и минусы. Итак, чем автомат лучше механики?
Преимущества автоматической коробки передач:
- Комфорт. Можно расслабить одну ногу, руки держать всегда на руле и полностью сконцентрироваться на дороге.
- Легкость управления.
- Повышенный ресурс двигателя и самой коробки передач. Гидротрансформатор смягчает удары, а электроника не позволяет вам «насиловать» мотор.
Недостатки автомата:
- Разгон медленнее. Можно включить спорт-режим, но подскочит расход топлива.
- Расход топлива больше.
- Зимний запуск тяжелее.
- Ограничения на буксировку и пробуксовку.
- Ценник на автомобиль с автоматом выше.
- Ремонт АКПП сложнее, дороже и проводится далеко не в каждом сервисе.
- Эксплуатация в условиях бездорожья затруднена и опасна.
- Износ тормозных колодок быстрее.
- ТО дороже.
Кстати, авто с автоматом всегда немного тяжелее той же модели с механикой, что опять же влияет на расход и динамику.
Казалось бы, у автомата так мало преимуществ перед механикой. Тогда почему автомобилисты все чаще выбирают именно АКПП?
А потому, что автомат – он и есть автомат. Вы просто садитесь за руль и жмете педаль газа, а машина сама регулирует скорость. В итоге вы с легкостью стартуете с места и в гору, а также не психуете в пробках, когда приходится ежесекундно дергать рычаг туда-сюда. Можно сказать, автомат существенно облегчает водителю жизнь.
При этом далеко не все недостатки автомата так уж критичны. Современные шести- или семискоростные АКПП совсем не уступают механике в скорости разгона. Да и расход топлива у этих автоматов не так высок.
Такие разные автоматы: виды АКПП
Не стоит грести все автоматы под одну гребенку, потому что они имеют подвиды со своими конструктивными особенностями. Если попробовать грубо разделить все трансмиссии, то они бывают механическими и автоматическими. Но автоматические КПП в свою очередь делятся на 3 группы:
- Классика с гидротрансформатором.
- Роботизированная механика.
- Вариаторы. Иногда можно услышать названия стептроник, типтроник и другие.
Второй и третий варианты – попытка объединить в себе комфорт автоматики и управляемость механики.
Кто-то классифицирует КПП так, кто-то по-другому, но суть от этого не меняется: автоматические коробки передач очень разные, и от этого зависят их характеристики.
Например, плохой разгон и высокий расход топлива более всего справедлив для классического автомата. Именно в этом варианте чаще всего жалобы связаны с «тупизмом» электроники. Особенно когда передачи слишком длинные или когда авто малолитражное (попробуйте при этом еще включить кондёр на полную – и будет вам «счастье»!).
Сегодняшние вариаторы и роботы по многим показателям лучше механики и с легкостью дадут фору МКПП. У них и динамика лучше, и расход топлива радует.
О нюансах использования автоматической коробки передач на бездорожье хочется поговорить отдельно.
Автомат или механика: что лучше для бездорожья
Большинство сервисников с уверенностью скажет: для внедорожника лучше выбирать дизель и механику. Покупать кроссовер с автоматом – полнейшая глупость! Ведь именно на бездорожье так важно уметь играть возможностями автомобиля, эксплуатировать двигатель на грани его способностей.
В вязких глиняных лужах, в песке, ямах и снежных заносах проходимость механики всегда лучше, чем у автомата. При длительной пробуксовке АКПП перегревается, а буксировка на длительные расстояния на ней вообще недопустима.
С другой стороны, реальные джипы давно оснащаются меганавороченными автоматическими трансмиссиями, кучей датчиков и вспомогательных систем, которые более защищены от перегрева и позволяют буксировать за собой машину или прицеп весом в 2,5 тонны и более. Говорят, что с такой коробкой передач управление внедорожником становится более удобным и безопасным.
Загвоздка лишь в том, что стоимость этих крутых АКПП настолько высока, что купить ее готовы либо богачи, либо реальные фанаты джиперства. Хороший и при этом бюджетный вариант внедорожника вы не найдете. Паркетник – да, вездеход – нет! И не забывайте, что любая автоматика всегда боится влаги сильнее, чем ее механическая сестра.
Когда выбирают, что лучше: автомат или механика, – часто обращают внимание на вес авто. Почему-то долгое время считалось, что автоматическая трансмиссия годится лишь для легкого транспорта. Но такие именитые марки, как IVECO, VOLVO и SCANIA доказали, что автоматы хороши и на тяжеловесном транспорте. Правда, там обязательна понижающая передача. Собственно, как и на джипах.
Машины каких марок в РФ чаще продаются с АКПП
Интересно то, что сегодня автомат выбирает примерно одинаковое количество водителей как среди женщин, так и среди мужчин. Раньше к АКПП склонялись преимущественно прекрасные дамы, но сегодня комфорт автоматики с удовольствием выбирает и сильный пол.
И теперь посмотрите, какие марки в нашей стране чаще всего продаются именно с автоматом, а не механикой:
К сожалению, меньше всего в этом объеме наших отечественных марок, хотя российские заводы стараются оснащать все свои модели автоматами.
Недалеко ушли и такие популярные у нас марки, как Renault и Dastun. Очевидно, так происходит из-за того, что эти бренды зарекламировали себя в РФ как идеал «бюджетного качества», ведь в комплектации с автоматической трансмиссией их машины уже не были бы столь доступными.
Продаваемые в России премиальные марки почти на 100% все с автоматикой. И дело не в выборе россиян, а в том, что эти заводы тупо не возят к нам механику.
Картина такова: в бюджетном сегменте преобладают автомобили с механикой, ведь это позволяет сэкономить до 15–20% стоимости покупки. Но чем дороже авто, тем чаще его выбирают именно с автоматом. Богатые люди любят комфорт.
Слабые места разных типов КПП
Не думаем, что кого-то удивит информация о том, что у каждого типа трансмиссии – своя ахиллесова пята:
- У механики – сцепление, корзина, выжимной подшипник, вилка. Первый ремонт возможен уже через 30–40 тысяч километров. Правда, при очень непрофессиональном управлении. В хороших руках механика проходит без ремонта по несколько сотен тысяч километров.
- У классического автомата с гидротрансформатором – масло и фильтры. Каждые 60–70 тысяч километров требуется промывка и замена. Также могут полететь фрикционы, если их не щадить.
- У вариатора – ремень. Если его не поменять через рекомендованные 100–120 тысяч километров, ремень может не просто разлететься сам, но и повредить несколько важных элементов.
- У робота – электро или сервопривод, а также любой из датчиков. Еще у роботизированной КПП часто страдают диски сцепления. В VW в связи с этим даже был скандал.
Опирайтесь на эти данные, выбирая, между механикой и автоматом, а также между разными типами АКПП.
Какие АКПП самые надежные
В принципе автомат должен быть удобным и надежным, но далеко не все автоматы одинаково безотказны. В истории было немало неудачных вариантов. Да и сейчас автомобилисты избегают автоматической трансмиссии из-за отсутствия уверенности в ее надежности.
Эксперты компании AKPPHELP составили свой рейтинг автобрендов, коробки передач которых они сочли самыми лучшими:
- Хонда
- Митсубиси
- Сузуки
- Лексус
- Тойота
- Субару
- Мазда
- Инфинити
- Вольво
- VAG группа (VW, Audi, Skoda, Seat)
Мы в свою очередь предлагаем вам сравнить 5 наиболее популярных автоматов:
Трансмиссия | Автомобили, на которых используется эта АКПП | Километраж поломки, тысяч километров | Поломка | Стоимость и нюансы ремонта |
---|---|---|---|---|
Вариатор Jatco JF011E | Nissan Qashqai,X-Trail,Sentra,Teana,Renault Fluence,Mitsubishi Lancer,Outlander,Citroen C-Crosser,Peugeot 4007 | 140-160 200-250 | Износ ремня Разрыв ремня (если не было замены) и необходимость замены всей КПП | 60-70 т.р. Либо ремонт 100 т.р., который продлит жизнь КПП на 100 тыс.км, либо полная замена КПП – от 300 т.р. |
АКП4 DP0, DP2, DP8, AL4, AT8 | Renault (Logan, Sandero, Duster, Kaptur), Nissan Almera, Peugeot 207, 307, Citroen C3, C-Elysee | 25-30 100 | Выход из строя электромагнитных клапанов Износ втулок, тефлоновых колец и др. | 15 т.р.Но каждые 5-10 тыс.км – повторный ремонт Капремонт 75-90 т.р. |
Робот DSG7 DQ200 | Volkswagen Polo седан, Jetta, Passat, Skoda Rapid, Octavia | 60-100 120-150 | Выход из строя гидравлического блока управления КПП Выход из строя сцепления | 45-50 т.р. 50 т.р. замена всего комплекта |
АКП6 A6GF1 | Kia Rio, Soul, С’eed, Hyundai Solaris, Elantra | 150-170 | Поломка соленоидов, загрязнение гидроблока | 35 т.р.Если упустить, то на 200 тыс.км. потребуется капремонт 95 т.р. |
АКП6 Aisin TF60-SN | Volkswagen Polo седан, Skoda Rapid, Octavia | 80-120 180-240 | Поломка гидроблока Усталостные механические разрушения | 45-50 т.р. Капремонт 95 т.р. |
Выводы делайте сами.
Заговор производителей?
Наверное, вам тоже казалось странным, что раньше на машинах можно легко было ездить по 10–20 лет (а на некоторых моделях и того дольше), а сегодня о замене автомобиля начинают думать еще до истечения гарантии. Почему так?
Нам кричат про огромный ресурс расходников и про то, что современные машины настолько круты, что им годами не нужно обслуживание. Мол, не нужно каждые полгода лезть под капот, – автомобиль и без этого беспроблемно отслужит весь период действия гарантии. Но фишка в том, что как только гарантия подходит к концу, – машина попросту рассыпается на куски, превращаясь в ведро с железом.
Вероятно, производители намеренно изготовляют машины, которые без дополнительных усилий со стороны владельца придут в негодность сразу по истечении гарантии. Автозаводам нужно, чтобы мы сразу же покупали новое авто.
Не зря в современных моделях все важные узлы прячутся как можно дальше, чтобы к ним было тяжело подобраться. Нам говорят: «масло не требует замены в течение 5 лет», – и мы верим, ведь так приятно жить и не париться по поводу этого масла.
Появилось даже такое понятие, как «необслуживаемые автоматы». Мол, масло не меняется, КПП не ремонтируется, а просто долго-долго служит. Как результат – через 4–5 лет вы влетаете на полную замену трансмиссии. А при стоимости коробки передач в 200–300 тысяч рублей проще взять кредит на новое авто. Тем более вы понимаете, что одной заменой КПП не обойтись: в ближайшее время полетят и другие важные узлы авто. И вот вы идете за автокредитом… Собственно, именно этого и хотел от вас завод!
Поэтому не введитесь на все эти маркетинговые ходы автобрендов. Никаких необслуживаемых трансмиссий нет, есть только хитрые дилеры и ушлые рекламщики. Не слушайте других, своевременно занимайтесь обслуживанием своей машины: меняйте масло, фильтры, делайте промывку, профилактику и так далее.
Так что же в итоге лучше: механика или автомат?
Несмотря на совершенствование автоматики, механика остается лучшей по надежности, управляемости и способности ездить по бездорожью. Также она всегда будет более дешевой и более простой в обслуживании.
В то же время у автомата не отнять его комфорта, за который некоторые автомобилисты готовы продать душу. Тот, кто ненавидит постоянно хватать рычаг и семенить ногами по педалям, – никогда не откажется от автоматической трансмиссии. Любят автоматику и те, кто не очень уверенно себя чувствует за рулем.
В общем, что лучше: автомат или механика, – выбирать вам и только вам! Протестируйте оба варианта и только тогда решайте, что для вас оптимальнее. Удачи!