Правительство доработало поправки в КоАП, и теперь любое нарушение, касающееся прохождения техосмотра (ТО) будут караться еще строже. В частности штраф за управление автомобилем без ТО увеличили с 800 до 2000 рублей. Но обо всем подробнее.
Штрафы за езду без ТО
Как мы уже сказали выше, теперь такое «удовольствие» будет стоить не 800, а сразу 2000 рублей. При этом основная часть штрафов за данное правонарушение будет приходить с камер автофиксации. Следовательно, за один проезд по городу эти 2000 рублей с вас спишут ровно столько раз, сколько раз вы успеете «засветиться» перед камерами. Прибавьте к этому закон, позволяющий автоматически списывать штрафы с вашего банковского счета (Подробнее – Штрафы ГИБДД будут автоматически списываться со счетов нарушителей), и можете начинать рыдать.
Хотя… кое-кто из правительственных кругов сжалился над автолюбителями и предложил поставить на программу ограничение, которое не позволит системе выписывать за езду без ТО больше одного штрафа в сутки. Будем надеяться, это правило приживется.
Кстати, если вы забыли, то с 2018 года за пользование фиктивной диагностической картой также взимается штраф.
Штрафы для организаций, проводящих ТО
Наказать рублем решили и тех, кто делает экспресс-ТО или продает техосмотр вообще без осмотра транспортного средства (ТС). Штраф за нарушение такого рода составит 5.000–10.000 рублей. Столько же придется заплатить, если данные о «липовом» ТО были внесены в автоматизированную систему ТО.
Раньше штрафы налагались только на юридических лиц и составляли 100-300 тысяч рублей.
По новым правилам, чтобы проводить техосмотр, эксперту или компании необходимо иметь доступ к работе с этой категорией ТС, а также присутствовать в реестре операторов ТС. Если хоть одна из этих норм не выполняется, будет выписан штраф в размере 3.000–5.000 (для эксперта) или 30.000–50.000 (для юридического лица).
За повторное нарушение наказание более суровое: фирму могут оштрафовать на 300–500 тысяч рублей, а эксперта и вовсе лишить права заниматься данной деятельностью в течение 3 лет.
В каких случаях наступает уголовная ответственность?
Чтобы искоренить продажу поддельных ТО, правительство вводит «уголовку». Если компания не аккредитована в РСА, но не прочь заработать на проведении ТО, ей как минимум грозит штраф до 300 тысяч рублей.
Если же компания на столько развернула свои масштабы, что ее доход можно отнести к категории особо крупного, организатор бизнеса рискует получить до 5 лет лишения свободы. Аналогичное наказание может быть назначено, если противоправные действия совершались не одним человеком, а группой лиц.
Изначально уголовную ответственность хотели распространить и на внесение некорректных данных в автоматическую систему ТО, но в процессе обсуждения проекта от этой идеи было решено отказаться.
Как все это будет регулироваться?
Инициаторы внесения данных поправок позаботились и о том, чтобы процедура стала максимально прозрачной.
Теперь всю процедуру ТО сотрудник станции обязан будет фотографировать или снимать на видео. Все данные об авто сразу после ТО необходимо будет внести в программу, да и сами диагностические карты станут полностью электронными. Вся ответственность ляжет на эксперта, которому придется заверять диагностические карты своей цифровой подписью.
Если клиент пожелает, информация о ТО может быть внесена в его личный кабинет на госуслугах.
Чтобы станции ТО не пытались заработать как можно больше за счет обслуживания большего количества клиентов (несомненно, в ущерб качеству процедуры), для них разработаны специальные нормы пропускной способности. Если компаний превысит указанный показатель более чем на 5%, ее могут привлечь к ответственности.
Как проходят обсуждения поправок?
Поправки уже прошли чтения в Минтрансе, Минкомсвязи, Ространснадзоре и ФАС, и везде были одобрены. Хотя среди экспертов нет такого единодушия. Многие считают, что подготовленные меры малоэффективны и нужно идти другим путем.
Например, депутат от «единороссов» Вячеслав Лысаков не видит смысла в дроблении нарушений. По его мнению, ответственность за управление автомобилем без полиса уже действует, а пользование «левой» диагностической картой можно было бы приравнять к подделке документов.
Не одобрил Лысаков и идею с фото- и видеофиксацией ТО. Он уверен, что такие доказательства легко сфабриковать. Зато ему очень понравилось предложение о наказаниях для экспертов, выдающих диагностическую карту без осмотра авто или выдающих карту на неисправные ТС.