Максимум, что идет из выхлопной трубы исправного автомобиля – это пар в прохладную погоду или едва серенький дымок. Наличие белого дыма – сигнал тревоги: антифриз каким-то способом попал в двигатель и масло, и превращает его в эмульсию, имеющую мало общего со смазкой в полном понимании слова. Антифриз не должен выходить за рамки охлаждающего контура, иначе мотору грозит катастрофа. Но дым бывает еще и сизым, а также синим. Что это предвещает?
Итак, сизый дым из выхлопной трубы, главным образом, говорит нам, что масло проникает в цилиндры. Попадает оно туда при существенном износе маслосъемных колец. Выхлоп становится не четко сизым – его оттенки варьируются между бело-синим и голубым. На цвет влияет количество масла, попавшего внутрь автомобильных цилиндров. Еще оттенок зависит от продолжительности работы, степени прогрева и некоторых других факторов, но возросший расход масла имеет место быть в любом случае.

Итак, перечислим причины, почему идет сизый дым из выхлопной трубы, отчего же такое происходит:
- Износились поршневые маслосъемные кольца, отчего ГСМ проникает внутрь цилиндра через образовавшиеся неплотности.
- Когда износились маслосъемные колпачки, моторное масло идет в мотор между стержнем и направляющей втулкой клапана.
- Износились гильзы цилиндров или на поверхности «зеркала» цилиндра имеются глубокие царапины. Стенки цилиндров царапают крупные абразивные частицы.
Надо понимать, что есть нормальная выработка там, где верхние кольца останавливаются в верхних мертвых точках и в средней части.
То есть, сизый дым из выхлопной трубы причины имеет в области цилиндро-поршневой группы или клапанного механизма. Когда изнашиваются поршневые кольца, в канавках получаются зазоры, обладающие всасывающим эффектом. Масло в цилиндры не просто попадает — оно туда еще и подкачивается.
Когда изнашиваются стержни клапанов, направляющие втулки либо просто маслосъемные колпачки. Тогда наиболее густой дым идет при прогреве, когда масло становится жидким и проникает через зазоры без труда. Иногда турбированный двигатель дымит синим, хотя с ним все в порядке. Здесь надо диагностировать турбокомпрессор или даже систему маслоотделения картерных газов.

Диагностика двигателя при сизом дыме такова:
- Выворачиваем свечи – если масло проникает в цилиндры, они покрываются масляным нагаром, жирным на ощупь.
- Нужно измерение компрессии в двигателе – при ее снижении можно судить об износе колец, так как колпачки на это не влияют.
- Помогает отключение шланга вентиляции картерных газов при работе мотора на холостых оборотах. Отсоедините его от впускного патрубка и проверьте на наличие следов масла внутри. Взгляните на выхлопную трубу – если выхлоп изменил свой цвет, проблема заключалась в этом.
Итак, мы разобрались, почему выхлопная труба может испускать дым сизого или синего оттенков. Безусловно. Нужно принять ремонтные меры и восстановить нормальное функционирование силового агрегата.
Материалы по теме: