Как выбрать лодочный мотор: основы и независимый обзор топа производителей

Решили найти модель, идеально подходящую по цене и эксплуатационным характеристикам? Хотите избежать подводных камней, в прямом и переносном смысле? Тогда приглашаем в навигацию по параметрам и маркам, будет познавательно! Пройдите ТЕСТ «Какая мощность мотора требуется вашей лодке?» и узнайте результат.

В материале раскрыты все значимые критерии выбора. Представлен эксклюзивный обзор лодочных моторов привлекательных ценовых сегментов, популярных в России от Крыма до Владивостока! Только мнение рыболовного сообщества, интернет-пользователей и продавцов – все о практичных и выгодных моделях. Как выбрать лодочный мотор по высоте транца, соотношению длины лодки и мотора, смотрите в статье «Что такое транец?»

Содержание
  1. Главные характеристики
  2. Как выбрать лодочный мотор по типу
  3. Электрические лодочные моторы
  4. Резерв мощности для глиссирования и грузоперевеса
  5. Двухтактные и четырехтактные бензиновые лодочные моторы
  6. Соотношение мощности и типа мотора
  7. ПРОЙДИТЕ ТЕСТ «Какая мощность мотора требуется вашей лодке?»
  8. Пример вычислений
  9. Резюме
  10. Производители и марки: что стоит за брендами, как сориентироваться?
  11. Рейтинг лодочных моторов по брендам: кого выбирают рыбаки?
  12. Производители лодочных моторов: дорогие «японцы» против доступных «китайцев»
  13. Независимый рейтинг китайских лодочных моторов: лучшие марки, сравнительный обзор
  14. Как разобраться в брендах
  15. Подлинное «лицо» модели: как определить происхождение?
  16. Лодочные моторы – фавориты: Yamaha, Tohatsu, HDX, Hidea
  17. Как не ошибиться в выборе мотора? Главный лайфхак – наблюдательность
  18. Мощность лодочного мотора
  19. Размеры мотора
  20. Глубина погружения винта
  21. Система управления двигателем
  22. Резюме: как избежать неприятных сюрпризов?

Главные характеристики

Весла – удел ностальгии и неспешной старины! Лишь мотор обеспечит комфорт передвижения, экономя время и силы.

Среди основных критериев, значимых при выборе моторов:

  1. Мощность. Как величина, измеряется количеством лошадиных сил (л.с.). Определяет, какие и с какой скоростью, лодки сможет перемещать агрегат (расчетные длину, ширину, вес судна).
  2. Размеры (габариты).
  3. Тип двигателя (электромотор, бензиновый, двух- или четырехтактный).
  4. Длина дейдвуда или «ноги» (высота транца). — Это расстояние до винта, которое обязано соответствовать лодке по размерам, поскольку обеспечивает правильное погружение в воду.

Длина дейдвуда среди подвесных моторов по стандартам выпуска:

L (long) 508 мм «длинная нога» — для типично морских мелких судов, шхун, катеров, яхт. Такой стандарт защищает от брызг из-за борта. Суднам с высотой транца («ноги») L требуются подвесные моторы с длинной ногой.

S (standart) 381 мм — «короткая нога», подходящая для обычных моторок. Это почти все надувные лодки ПВХ, небольшие пластиковые и деревянные, а также шлюпки. S ― стандартная высота транца ― доминирующий формат на рынке водно-моторной техники. И большая часть подвесных лодочных моторов предлагается со «стандартным» дейдвудом (или транцем) «короткой ноги». Длина последней рассчитывается таким образом, чтобы пропеллер (винт двигателя) и антикавитационная плита оказались полноценно погружены в воду. Параметры варьируются в зависимости от бренда мотора.

Зная критерии оценки, следует отдать должное поиску и надежной фирмы. Не стоит ограничиваться хорошими отзывами по конкретной модели мотора производителя. Важно учесть особенности климата и условий эксплуатации, форму лодки.

Электрический лодочный мотор

Как выбрать лодочный мотор по типу

Имеется всего две базовых группы лодочных моторов, отличающихся по принципу действия:

  1. электрические,
  2. бензиновые.

Электрические лодочные моторы

Элекромоторы – это бесшумная работа и высокая экологичность, более низкая стоимость, чем у бензомоторов (двигателей внутреннего сгорания). Из минусов, в первую очередь, — подзарядка. Такой тип мотора вынуждает докупить к нему аккумулятор, зарядное устройство. Главным критерием покупки последнего остается сила тока, которую способно обеспечить передача устройства зарядки.

Исходя из назначения лодки:

  1. Если ведущее назначение – тихое приближение к рыбным местам, то бесшумный эковариант стоит внимания.
  2. Когда требуется движок, доставляющий на удаленные рыбные места и природные объекты, для выхода в режим глиссирования и перегруза, придется остановиться на бензиновой версии.

Резерв мощности для глиссирования и грузоперевеса

Достижимо глиссирование при высокоскоростном скольжении по воде. Производится благодаря снижению гидравлического сопротивления при движении. Залог обеспечения эффекта глисса – это существенный дополнительный запас мощности в виде избыточных лошадиных сил.

Что такое глиссирование? Глисс — это состояние, когда лодка приподнимается над водой, приобретая воздушную подушку. Режим передвижения, доступный некоторым лодкам.

Важно! Если плавсредство планируется использовать для глиссировки, а также с перегрузками по весу, то запас мощности двигателя заведомо необходим.

Двухтактные и четырехтактные бензиновые лодочные моторы

Работающие на топливе двигатели подразделяют, в свою очередь, на двух- и четырехтактные. Первые проще в конструкции и ремонте, легче, производительнее. Четырехтактные — экономные и работают гораздо тише, но из-за сложной конструкции их сложнее ремонтировать. Если «двушки» можно чинить прямо на природе, имея минимальный набор инструментов и запчастей, то с четырехтактным двигателем придется повозиться или терпеть до мастерской.

Электромоторы совершенствуются с каждым годом. Пользуются растущим спросом за счет неслышной работы. Фактор незаметности тихого хода служит пропуском во многие федеральные угодья, где действует стандарт бесшумности техники. Можно использовать фидерные удилища и не опасаться распугать рыбу, подплывая к месту клева.

Типы лодочных моторов

Соотношение мощности и типа мотора

Фанаты водных приключений обычно начинают с варианта минимум — приобретения простейшей надувной резиновой лодки, оснащенной лишь веслами. Однако «аппетит приходит во время еды»: поборовшись с течением и ветром в противостоянии на открытой воде, начинают испытывать острую потребность в моторной лодке ПВХ с жестким транцем. —Это перебрасывает в качестве передвижения на абсолютно новый уровень, легко и удобно.

Избежать критических ошибок в выборе мотора позволяет простой тест со своим вариантом ответа:

  • Подходит неторопливое передвижение 6-12 км/ч (водоизмещающий режим).
  • Необходимо обеспечивать высокоскоростное перемещение с покрытием больших расстояний по воде 17-34 км/ч (глиссирующий режим).

Для первого варианта, независимо от нагрузки (в пределах 220 кг), оптимально ставить двухтактный мотор (2,6 — 3,6 л.с.). Однако и при условии небольшой мощности мотора, но легком грузе – до 120 кг, в которые включены вес самой лодки, двигателя и всего, находящегося на борту, — высок шанс выйти на глиссирование и набрать до 17 км/ч. Проще обеспечить это условие с моделями, имеющими надувное дно (НДНД) и килевое строение.

Привлекательность моторов данного типа во встроенном бензобаке и малом весе — до 12 кг. Также немаловажен низкий расход топлива — приблизительно 1,5 литра в час на 5 км. Двухтактники не только экономичны и просты. Они еще неприхотливы в обслуживании, не займут много пространства в багажнике авто, не нагружают подвеску. — Практичный и недорогой вариант.

Мощность лодочных моторов

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ «Какая мощность мотора требуется вашей лодке?»

При выборе второго варианта ответа, оптимальные движки 5 — 9,8 л.с. Скоростной режим определит, как и в первом случае, общая нагрузка, — это вес и его распределение (предпочтительно, равномерно по лодке). Для определения необходимой мощности требуется подсчитать совокупный вес пассажиров, судна, мотора, всего прочего груза. Полученное число делится на 30. Хотя результат покажет лишь условные ориентиры, поскольку влияние имеет конструкция лодки, но это вполне адекватное количество л.с. подходящего двигателя.

Пример вычислений

Если попытаться применить правило вычисления к лодке с двумя рыбаками, то сразу необходимо включить мотор (весом около 26 кг), ПВХ-лодка (320 см) с оснасткой — 34 кг. Рыбаки со снаряжением — 160 кг(2х80), вещи в лодке и бензобак — до 30 кг — 190 кг. Итого получается приблизительно 250 кг. Вычисления демонстрируют, что с подобной нагрузкой для набора скорости глиссирования (25 км/ч) нужен движок 8,3 л.с.

Перемещаться с комфортом на значительные расстояния, исходя из расчётов потребностей перевозки двух пассажиров и более, позволит мотор на 9,8 л.с. – минимум, 9,9 л.с. – это обеспечение запаса мощности и развитие скоростей до 45 км/ч. Такие двигатели не только дороже, но и тяжелее — от 35 кг.

Стоит задуматься, имеет смысл транспортировать на личной машине тяжести и получать права?

Вес больших лодок колеблется в пределах 45-70 кг. Кроме того, двигатели от 10 л.с. и лодки свыше 200 кг (включая мотор) – это необходимость получения прав на вождение и прохождение регистрации в ГИМС (Госинспекция по маломерным судам).

Резюме

Двухтактные моторы уверенно держат марку самых востребованных по ряду параметров. Не тяжелые — всего 26-27 кг, не создают проблем при обслуживании, не требовательны перевозке (положение не имеет значения). Намного уступают в цене четырёхтактным, которые при аналогичных мощностных характеристиках еще и тяжелее их на 30%, и щепетильнее в обслуживании. Последние же (четырехтактные), в силу конструкции и масляного картера, перевозить приходится в строго определенном положении.

Пара значимых преимуществ, из-за которых 4-тактники предпочитают профи:

  • таговооруженность (выше, чем у двухтактников),
  • тихий выхлоп,
  • устойчиво производят работу на малых оборотах, что имеет значение при троллинге,
  • не приходится делать смесь бензина с маслом — используется бензин.
лодочный мотор Johnson

Производители и марки: что стоит за брендами, как сориентироваться?

Самый крупный раздел посвящен именно маркам производителей, как решающему фактору обеспечения:

  • доступными запчастями с оперативной доставкой,
  • техподдержкой на расстоянии,
  • близлежащими мастерскими, сервисными центрами обслуживания брендовых моторов.

Рейтинг лодочных моторов по брендам: кого выбирают рыбаки?

Мировые лидеры продаж подвесных лодочных двигателей, если не упоминать надежную итальянскую марку Selva, — это «американцы» и «японцы»:

  1. Johnson,
  2. Mercury,
  3. Yamaha,
  4. Honda,
  5. Suzuki,
  6. Tohatsu.

Весь список топовых производителей держится в пределах одной ценовой категории, соответствующей предлагаемым изделиям, очень надежным, обеспеченным обслуживанием (линии техподдержки, сервис, доставка запчастей) и совершенным в техническом плане.

Доступная роскошь реплик люксового сегмента. — Китайские бренды очаровывают предложением по общедоступным ценам широчайшего ассортимента самой разной продукции, по сути, — восхитительно бюджетных (на 30%-40% дешевле оригиналов) и даже вполне надежных реплик лучших моделей престижных марок США и Японии.

Мотор для лодки Tohatsu

Производители лодочных моторов: дорогие «японцы» против доступных «китайцев»

Безусловно, между китайской и японской техникой любой выберет последнюю, но только при наличии денег! Когда цель – найти бюджетный вариант, а иногда просто соответствующий имеющимся средствам, внимание привлекает обширное демократичное предложение моторов из Поднебесной.

Независимый рейтинг китайских лодочных моторов: лучшие марки, сравнительный обзор

Эксклюзивный ТОП. Четверка самых дешевых и продаваемых в России производителей с лодочными моторами до 9.9 л.с, глазами торгового представителя:

SEA-PRO. Самый дешевый в четверке лидеров, характеризуемый, в частности, интернет-сообществом, в качестве предельно низкоценового, но откровенно слабого, с плохими материалами.

Практика же показывает, что приблизительно на 200 моторов, проблемы имели место на этапе их предпродажной проверки и подготовки лишь у 3-5 экземпляров. У компании отлично налажена сервисная техподдержка. — Снабжение запасными частями на высоком уровне, собственная мастерская позволяют решать большинство проблем. Есть отдельные неоднозначные или откровенно неудавшиеся модели от SEA-PRO, в частности, 9.8 (T9.9S), которые брать не рекомендуют.

HDX 9.8. (Made in Russia). – Российская сборка с получением запчастей от производителя Parsun (Парсун), если ориентироваться по внутренней корпоративной информации менеджеров. В каталоге представлены различные модификации, должны бы присутствовать модели HDX, которые полностью собираются на заводах Parsun. Однако оптовый менеджер отмечает, что последние годы делается упор на R-серию, то есть модельный ряд лодочных моторов, производимых в РФ. Полностью собранными с Parsun, главным образом, маломощные версии 2.6. Дефектов среди партии последних больше, чем у SEA-PRO. — Это непредвзятое мнение и локальная статистика отдельных дилеров, которая может не совпадать с объективной картиной и данными других продавцов.

Golfstream (Parsun). – Моторы, произведенные на заводах Parsun. Рыболовные интернет- сообщества отзываются о Парсун с одобрением, доверяя марке. В конкурентном сравнении с аналогами по цене проигрывают, редки из-за дороговизны.

Hidea. — лучшее предложение лодочных моторов, по мнению дистрибьютора. Подтверждает статус аналога Тохатсу (Tohatsu) предельно низким уровнем брака и собственной «горячей линией» техподдержки компании на Русфишинге.

Резюмируя, оценивая и сравнивая факторы стоимости, надежности, возможностей двигателей, опыт общения с техподдержкой и ремонт, HIDEA – лидер безусловный. Предлагает хороший, если не назвать его отличным, достаточно недорогой мотор, обеспеченный качественной техподдержкой.

Hidea для лодки

Как разобраться в брендах

Как выбрать лодочный мотор б/у? Ответ: приблизительно 50/50 в плане предпочтительности нового китайского или подержанного японского. Соотношение цены и качества на рынке относительно равновесны, если рассматривать предложения сегментов. Новый китайский или старый японский – это не принципиально. Главное искать хороший двигатель надежных марок с техподдержкой, надежного продавца! Золотое правило — проверять при покупке тот и другой (новый и старый, дешевый и дорогой), поскольку проблемный почти сразу видно. Кроме звука и внешнего вида, следует внимание обращать на выходные данные в документах на товар от производителя, поставщика, таможенные пометки и прохождения через сервис.

Подлинное «лицо» модели: как определить происхождение?

Под названием HDX лодочные моторы Parsun поставляются в РФ московской фирмой Джэй Джэй Групп, а под наименованием Golfstream эти же лодочные моторы попадают в Россию от официального дистрибьютора з-да Parsun, — компания Техсервис (подр. Интергрупп).

В частности, стоит обращать внимание на данные от производителя, поставщика. В них содержится информация о подлинном происхождении, идентичности и различии в сборке. Например, HDX и Golfstream 9.8 — это одна и та же модель? В таможенных документах HDX декларируется как PARSUN CO., LTD, не считая серии Титаниум, где указан ZHEJIANG PIONEER MACHINERY & ELECTRON CO., LTD.

Важное мнение! Китайские марки оцениваются завсегдатаями форумов рыболовов, как не самый лучший вариант, несмотря на привлекательную цену. Больше всего нареканий достается, видимо, Hangkai.

Лодочные моторы – фавориты: Yamaha, Tohatsu, HDX, Hidea

Категории опыта достаточно субъективны: у кого-то и Ямаха с Тохатсу могут «сыпаться» при запуске, попавшиеся с редким случаем дефекта при сборке или измененные при продаже. — И это топовые марки, которые хвалит 99% любителей моторных лодок. У кого-то превосходно будет эксплуатироваться худший из китайских движков, корректно собранный, доставленный и используемый аккуратно.

Лодочный мотор SUZUKI

Как не ошибиться в выборе мотора? Главный лайфхак – наблюдательность

Видели Рыбнадзор или ГИМС на Suzuki? А на Yamaha они попадаются постоянно! Аналогично судят по составу экспортного потока, в котором преобладают востребованные марки. Наблюдение позволяет первично сориетироваться среди многообразия предложений, прицениться. Главное, не торопиться с приобретением, на опыте других отслеживая поведение техники и ее обслуживание, по возможности.

Заблаговременно стоит подходить к ознакомлению характеристиками мотора с историей марки, эксплуатации в сходных условиях. Как правило, подобный анализ не затратен по времени и усилиям. Это избавит от неудач, сэкономит нервы и деньги.

Первое, что следует учитывать, — габариты лодки и рекомендуемую мощность мотора!

Проблемные модели плавсредств с плоским дном, требующие профессионального подхода в поиске нужной модели. Для них сложно подобрать вариант. Подобная конфигурация толкает плоским дном перед собой волну, которую из-за собственного слабого мотора не способна преодолеть. Если румпель удлиняют трубой, то при выходе на глиссирование, лодка теряет устойчивость и становится небезопасной, что вынуждает сбрасывать скорость.

Важно помнить! Килевая лодка с тем же мотором намного легче выходит на глиссирование.

Мотор MERCURY

Мощность лодочного мотора

Не только форма и аэродинамика судна определяют параметры требуемой мощности, но и количество людей, грузов. Зная размер лодки и число пассажиров, которых планируется перевозить регулярно, наилучшим образом можно рассчитать нужную мощность.

Какой лучше лодочный мотор для каких целей:

6-сильный — вариант для одиночных заплывов на кроткие расстояния,

10-сильный — требование к мотору (для быстрого набора скорости), транспортирующему пассажиров и малые грузы,

25-сильный – норма для железной лодки, малого катера.

Важно! Вес лодки должен пропорционально соответствовать количеству лошадиных сил. Слишком мощный мотор снизит устойчивость судна, сделает его опасным, опрокинет маленькую лодку на первом повороте.

Размеры мотора

Размер мотора, его внешние габариты, должны быть пропорциональны размерам лодки. Их необходимо уточнить перед покупкой. Слишком тяжелая модель для маленькой лодки, смещая центр тяжести, перевешивая, тянет вниз заднюю часть, поднимая нос судна.

Погружение винта

Глубина погружения винта

Длина колена (дейдвуд) — расстояние от движка до винта мотора, индивидуальное по параметрам, разнится у моделей. Значение определяется в зависимости от потребностей эксплуатации – это глубина, на которую лодку планируется выводить. Мотор, оснащенный коротким дейдвудом, на крупной лодке не обеспечит полного погружения винта в воду. Результатом станет потеря мощности. Избыточно длинное колено также станет причиной снижения мощности, кроме того, усложнит управление.

Система управления лодочным мотором

Система управления двигателем

Подходящая система управления – решающий фактор удачного передвижения на лодке. Традиционна румпельная – это переключение рукояткой поворота самого мотора. Однако имеются и способы удаленного управления посредством передаточного механизма. Собственная специфика каждой определяет возможности для ведения лодки в разных ситуациях. В частности, удаленное управление предпочтительно для лодок большой длины, поскольку их руль располагается в средней части. В простых мелких лодках применяется задний тип управления.

Внимание! Румпельная система, за счет меньшего числа механизмов взаимодействия, всегда надежнее удаленной.

Резюме: как избежать неприятных сюрпризов?

Перед тем, как выбрать лодочный мотор, стоит пройти базовый ликбез от механика. Это позволит не ошибиться в модели и не сломать ее при эксплуатации. Несмотря на информированность о марках и модификациях, — какой лодочный мотор выбрать форум подскажет лучше профи, — приобретать в магазине изделие необходимо только с предварительным запуском (в личном присутствии).

Если планируется делать выбор в низкоценовом сегменте, то независимые пользователи соцсетей, форумы рыбаков и любителей лодок, интернет-сообщества советуют обратить внимание на заводские модели Parsun (Golfstream, HDX) и Hidea (с производными). Техподдержка последней (Hidea) потребителями признается лучшей, чем у многих дорогих брендов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
CARHack.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: